"Эра пользователей". Компьютер: друг или враг? Дискуссия "Компьютер - враг или друг? Компьютерный друг

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. Введение.
  2. Цель и задачи проекта.
  3. Поиск информации.
  4. Механизм реализации проекта.
  5. Защита проекта.
  6. Рефлексия.
  7. Нормативно-правовое обеспечение.
  8. Литература.
  9. Приложения.

Введение

Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей.Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии проникли во все сферы жизни человека, но она несет с собой новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера мы выделили одну – влияние компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся, так как изучение предмета информатики начинается со 2 класса. И нам, учителям, часто приходится слышать от родителей такие вопросы:

А не опасен ли компьютер моему ребенку?

Сколько времени можно проводить за ним?

Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся часто, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.

Компьютер - это хорошо. Мы в этом совершенно убеждены. Очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам нам не кажется разумным.

Думаем, что компьютерная грамотность нашим детям столь же необходима, как и знание букв и цифр, а умение запустить программу полезнее, чем навык самостоятельного обращения с пультом телевизора.

Не надо бояться зависимости ребёнка от компьютера. Не надо всё списывать на “невинную железку” и пытаться лишить ребенка того, в чём взрослый себя ограничить не в силах. Надо показать, что в жизни, помимо него, есть множество других, не менее интересных вещей.

С другой стороны, постоянно приходится не давать перекладывать на себя ответственность, уклоняясь от вопросов типа: "Как правильно?" и "Куда дальше?". Как и любая совместная с ребенком деятельность, игра на компьютере развивает. Главное - чтобы компьютер был не способом уничтожения времени, а инструментом в решении каких-то задач - получения новых знаний, развития навыков, иллюстрацией к обсуждению.

О здоровье ребенка родители обязаны подумать задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера, а педагог должен быть достаточно компетентным и уметь предупредить любое отклонение в состоянии здоровья учащегося.

Еще нас заинтересовал вопрос о влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и Интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет - зависимых людей:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • проблемы с учебой.

Таким образом, компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Поэтому и возникла идея создания проекта, который может решить эту проблему.

Предмет исследования: компьютер в жизни ребёнка.

Цель проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.

Задачи исследования:

1. Обсудить с ребятами как, работая на компьютере не только сохранить, но и укрепить своё здоровье.

2. Познакомить с приёмами и упражнениями, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

3. Научить правилам техники безопасности при работе с компьютером

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи определяют принципы проекта:

  • принцип сознательности,
  • принцип активности,
  • принцип наглядности,
  • принцип доступности,
  • принцип связи теории с практикой,
  • принцип “ Не навреди!”

Ожидаемый результат.

  • Ребята научатся правилам и приёмам здоровьесбережения, выработается сознательное отношение участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель) к здоровью.
  • Разовьется способность детей делать правильный выбор для себя.
  • Реализуются творческие и исследовательские способности учащихся.

Прогнозирование возможных негативных моделей поведения учащихся.

  • Непонимание негативного влияния компьютера на здоровье.
  • Нежелание выполнять правила помогающие восстанавливать организм. после работы на компьютере.

Прогнозирование компенсации возможных негативных процессов.

  • Эмоциональный настрой учащихся.
  • Доверительное общение.
  • Привлечение большего количества детей в мероприятия.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и приёмы:

  • анализ, обобщение;
  • анкетирование учащихся;
  • блиц – опрос для родителей;
  • интервью с учителями информатиками;
  • встреча со школьным фельдшером;
  • беседы на классных часах;
  • психотренинг.
  • Необходимые условия реализации проекта.

    • Интерес детей и родителей (плакат “Ребенок и компьютер”).
    • Материальное обеспечение проекта (цветная бумага, краски, ватман, клей, фотографии, бумага для офисной техники А4, диски, спонсорская поддержка родителей).
    • Взаимодействие с учителями, психологом, фельдшером школы.

    Практическая значимость данной работы заключается в разработке и создании памяток и закладок по здоровьесбережению, которые можно использовать на уроках, а так же разучивание и применение на практике различных упражнений, которые помогут не только сохранять, но и укреплять здоровье школьника.

    Поиск информации.

    Проект охватывает учащихся 1-6 классов. Авторы проекта, под руководством учителей, рассмотрели ряд вопросов по здоровьесбережению. Провели “круглый стол” с представителями учащихся, учителей, родителей, где выбрали тему, над которой будем работать: “ Компьютер- враг или друг?”. Дети сами представили важные аргументы относительно этой проблемы. Вместе с ребятами, мы определили цель нашего проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.

    Проект готовился с октября по январь, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.

    Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся 1-6 классов нашей школы. Нами было опрошено 206 учащихся.

    В нашей школе 2 компьютерных класса и 6 мультимедийных кабинетов, в которых проводятся уроки и внеклассные мероприятия, мастер- классы по изобразительному искусству, а так же ребята при подготовке к урокам используют компьютер, Интернет. В классах было проведено тестирование “Компьютер - за и против”, анкетирование “Умею ли я работать с компьютером”, для родителей провели блиц – опрос “ Компьютер в жизни вашего ребёнка”. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам.

    Следующим этапом нашего исследования стало изучение истории происхождения компьютера. Учащиеся познакомились с материалами из газет, журналов. Нашли необходимую информацию в энциклопедиях, посетив библиотеки. Компетентную информацию о роли компьютера в современном обществе получили от учителей информатики, родителей. Директор школы познакомил ребят с компьютерным обеспечением нашей школы. О влиянии компьютера на физическое и психическое здоровье дети узнали не только из средств массовой информации, но и из практических занятий с фельдшером и психологом школы. Многие ответы на вопросы по данной проблеме ребята нашли в Интернете.

    Для работы над проектом ребята составили план:

    № этапа Название этапа Вид деятельности учащихся Исполнители
    1 Поиск информации Работа с источниками в библиотеке, в Интернет Группа 1
    2 Обработка информации Выбор нужных материалов.

    Подбор различных упражнений

    Группа 1
    3 Исследование Соцопрос, наблюдения Группа 2
    4 Обработка исследования Создание таблиц, диаграмм Группа 2
    5 Оформление работ Создание презентаций, плаката, памяток, проведение бесед, мероприятий, оформление фотовыставки Группа 3
    6 Защита Защита проекта Группа 6

    Участники проекта разбились на группы, распределили обязанности. Каждая поставила перед собой определённую цель:

    а) определить источники информации, собирать и проанализировать информацию;

    б) определить способы представления результатов;

    1 группа посетила детскую и взрослую библиотеки, вышла на сайты в Интернете. Ребята взяли энциклопедии, познавательные статьи из журналов, изучили и подготовили сообщения об истории происхождения компьютера, с использованием слайд-презентации.

    Встретилась с учителями информатики, директором школы. Учащиеся взяли у них интервью, из которых узнали о возможностях компьютеров, о том, какую роль играют они в жизни человека. Провели опрос учителей школы.

    2 группа разработала анкеты (под руководством учителей), провела опросы, затем проанализировала их, сделала вывод. Ребята подготовили с помощью учителей диаграммы и выступили перед ребятами, которые участвовали в опросах. Провели конкурс на лучшее сочинение “Мой друг компьютер”, выставку плакатов “Не навреди!”, на лучший лозунг.

    3 группа обратилась за консультацией к школьному фельдшеру, совместно подготовили материал для беседы о строении глаз, о строении позвоночника, из разных источников информации выбрали упражнения для снятия напряжения с глаз, для укрепления осанки. Совместно с родителями нашли на DVD дисках фильм "Загадки человеческого тела" – "Глаз человека", "Загадки человеческого тела" – "Скелет человека". Фельдшер провела беседы для учащихся 1-6 классов, а учащиеся 4 “ Б” класса показали фрагменты из фильмов, совместно с учителями подготовили и провели классный час “ Дороже алмаза свои два глаза”.

    4 группа обратилась за помощью к психологу школы, так как в анкетах явно просматривалось мнение ребят о том, что общение с компьютером у них чаще, чем общение с друзьями. Поэтому совместно с психологом подобрали упражнения психотренинга для расслабления перед общением друг с другом, повышения самооценки и разучили с ребятами 1-6 классов.

    5 группа занялась обобщением и выявлением, на их взгляд, важных правил при работе за компьютером, затем оформила для всех ребят закладки для книг, на которых написали памятки “Береги глаза”, “Упражнения за компьютером”.

    6 группа под руководством учителей подготовила мини – сценки о вреде и пользе компьютера. Ребята готовили костюмы, распределяли роли, подбирали музыкальное сопровождение.

    7 группа посетила место работы родителей ивыяснила, какое место в их жизни и деятельности занимает компьютер. Ребята 4 классов оформили фотовыставку: “Незаменимый помощник”.

    Защита проекта.

    Презентация прошла в форме топ-шоу “ Компьютер – друг или враг”.

    • “Из истории компьютера” сообщения со слайд-презентацией.
    • Мини- сценка о вреде и пользе компьютера “ Теремок”.
    • "Дискуссионные качели".
    • Разучивание комплекса упражнений, помогающего, при работе с компьютером.
    • Подведение итогов конкурсов сочинений и плакатов.
    • Представление фотовыставки.
    • После представления участники проекта подарили учащимся закладки- памятки.

    Рефлексия.

    После презентации в беседе с ребятами подвели итоги. Была проведена рефлексия деятельности, где ученики оценили своё поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Детям были предложены вопросы:

    • Понравилось ли вам работать в группе?
    • Какие роли вы выполняли в процессе работы?
    • Чему научились друг от друга?
    • Какую часть выполнили самостоятельно?
    • Какой вид работы принес положительные эмоции?
    • Какие умения приобрели, работая по проекту?
    • Если бы заново начать работу, то что бы вы изменили?

    Участники проекта были рады констатировать, что все задуманное получилось . Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Они считают, что подняли очень актуальную проблему. Никто из учеников не остался в стороне.

    Авторы проекта не только участвовали в тех же мероприятиях, что и их одноклассники, но и ещё глубже изучали историю, работали с литературой в библиотеке, анализировали, обобщали, проводили анкетирование, брали интервью.

    В ходе работы им необходимо было сотрудничать друг с другом, оказывать помощь, распределять обязанности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выбирать лучшее решение.

    Для нас важно видеть своих учеников заинтересованными как учебным предметом, так и исследовательской деятельностью. Важно, что ребята сами восприняли этот проект как серьёзную и нужную работу. Такая работа стимулирует творчество учащихся, рождает потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт.

    Опрос учителей школы показал, что компьютер:

    • облегчил подготовку к урокам – 90 %
    • ребята лучше усваивают материал – 89 %
    • используют компьютер в работе – 97 %
    • каждый день работают на компьютере - 57 %
    • работа на компьютере сказывается на здоровье – 98 %

    Педагоги высказали свое мнение по поводу проекта.

    • Хорошо, что затронута актуальная проблема о влиянии компьютера на здоровье.
    • Важно, что ребята не только нашли нужный материал, сами разучили упражнения по сохранению и укреплению здоровья, но и применяют на практике.
    • Приятно и то, что они поделились опытом с другими учащимися и учителями.

    Учащиеся 4 “Б” класса встретились с директором школы Правдиной Л.В. В ходе беседы, были рассмотрены следующие вопросы:

    • Сколько компьютерных классов в школе?
    • Сколько мультимедийных проекторов?
    • Как компьютеризация повлияла на учебный процесс?
    • Как вы считаете, компьютер – друг или враг?

    Людмила Викторовна рассказала ребятам, что в школе создано 3 компьютерных класса, работают 6 мультимедийных кабинетов, используется интерактивная доска Star Board.

    Благодаря компьютеризации, расширились информационные возможности: учителя смогли более разнообразить уроки, ребята лучше усваивают новый материал, самостоятельно готовятся к урокам. Используя Интернет, они могут найти ответы на любые вопросы.

    Людмила Викторовна высказала свое мнение что компьютер – это друг. Без него в современном мире, при огромном потоке информации невозможно обойтись. Она напомнила детям о том, что вредно засиживаться за компьютером долго. Нужно заботиться о своем здоровье, поэтому проект считает своевременным, нужным. Важно чтобы работа над ним была продолжена.

    Родителей тоже заинтересовал проект. Они активно участвовали: давали интервью, помогали детям искать информацию. Опрос показал, что родители удовлетворены результатами проекта, считают, что он поможет сохранить здоровье детей. Также они с удовольствием будут использовать при работе на компьютере памятки, которые разработали их дети. В ходе опроса после проекта выяснилось, что ребята и дома, играя на компьютере, применяют разученные гимнастики .

    • Нужно ли выполнять здоровьесберегающие упражнения при работе за компьютером – 100 %.
    • Применяет ли ваш ребенок упражнения, гимнастики с которыми познакомился – 65 %.
    • Как вы считаете, помогут ли знания, полученные в ходе реализации проекта, вашему ребенку – 88 %.

    В процессе работы стало ясно, что мы не ошиблись, и такой проект был необходим для учащихся нашей школы.

    Мы сделали следующие выводы:

    Компьютер – наш друг, он помогает нам:

    • находить материал при подготовке к урокам;
    • общаться по Интернету;
    • играть;
    • рисовать;
    • создавать слайд-презентации.

    Но, нужно, чтобы он не превратился во “врага”. Для этого:

    • выполнять упражнения для сохранения зрения и укрепления осанки;
    • не сиди за компьютером более 1 часа в день;
    • больше бывай на свежем воздухе и общайся с друзьями.

    Основные нормативные акты по безопасной работе на компьютере.

    1. На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ разработаны и с 30 июня 2003 г. введены в действие обязательные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"
    2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 содержат санитарно-гигиенические требования к ПЭВМ вообще и к дисплеям в частности, требования к помещениям, где эксплуатируются ПЭВМ, к микроклимату, акустическим шумам и вибрациям, освещению, организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ как для взрослых пользователей, так и для детей.
    3. На сегодняшний день это основной нормативный документ по безопасной работе на компьютере. Он введен в действие взамен СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", которые действовали с 01.01.1997.
    4. Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ о совершенствовании системы обеспечения детей в образовательных учреждениях (1992 г.)
    5. Устав МОУ “Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №2”.

    Литература

    1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва. Вако. 2007.
    2. Компьютер для детей. Энциклопедия. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.– 304 с.
    3. По материалам http://baby.com.ua, http://medicinform.net/comp/comp_vis4.htm, http://comp-doctor.ru/law/law.php
    4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003.
    5. Старостин В.В. Компьютер как дважды два. – СПб., 2006.

    Инна Прокичева
    Конспект интегрированного занятия «Компьютер - друг или враг?»

    Конспект интегрированного занятия на тему :

    «Компьютер - друг или враг »

    Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Социализация» , «Безопасность» , «Познание» .

    Цель :

    1. Познакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр .

    2. Сформировать представление о компьютере как о помощнике человека.

    3. Способствовать становлению интереса детей к правильному использованию компьютера .

    3. Дать представления о человеке, об особенностях здоровья и условиях его сохранения;

    4. Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером ;

    6. Формировать представление о строении и функции позвоночника.

    7. Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;

    8. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств;

    9. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к себе и окружающим людям, воспитывать любознательность, сообразительность, умение внимательно слушать;

    10. Развивать связную речь детей, умение отвечать полными ответами;

    Методы и приемы :

    Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

    Предшествующая работа :

    1. Просмотр презентации «Наш друг компьютер » .

    2. Беседа на тему «Мои любимые компьютерные игры » .

    Оборудования : взрослый ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон.

    Материалы : презентация, подготовленная в Microsoft PowerPoint; аудио запись «Головами покиваем» Железновой, Геометрические фигуры разного цвета и размера, небольшая ширма, бумага, два стакана, один из которых с водой

    Ход занятия.

    1.. Организационный момент

    Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

    «Здравствуй!» - лучшее из слов-

    Означает : «Будь… здоров» .

    Ребята, значит, когда мы здороваемся, то желаем друг другу (здоровье) .

    Сегодня я пришла к вам не одна, а со своим другом ноутбуком .

    Воспитатель : А как вы думаете компьютер нам друг или враг ? (слайд 2)

    Ответы детей.

    Сегодня компьютер является незаменимым помощником человека в любой сфере деятельности. Какими же «профессиями» он владеет? (слайд 3)

    Пишущая машинка. Можно набирать любые тексты и распечатывать. (слайд 4)

    Библиотекарь. Компьютер позволяет хранить сотни тысяч книг. (слайд 5)

    Переводчик. Компьютер может осуществлять перевод отдельных слов и текстов с русского языка на иностранный и наоборот. (слайд 6)

    Почтальон. Ваши сообщения могут быть доставлены в любую точку планеты за считанные минуты. (слайд 7)

    Художник. На компьютере можно создавать новые изображения и редактировать (изменять размеры, форму, цвет, добавлять и удалять фрагменты) имеющиеся рисунки и фотографии. (слайд 8)

    Архитектор. Компьютер позволяет проектировать здания и сооружения (слайд 9)

    Композитор и музыкант . Компьютер позволяет сочинять и исполнять музыкальные произведения. (слайд 10)

    Врач. Помогает в правильном назначении лечения. (слайд 11)

    Учитель. Помогает изучить разнообразный материал. (слайд 12)

    Игротека. Существует необычайно широкий круг захватывающих компьютерных игр . (слайд 13)

    Воспитатель : А у вас дома есть компьютер или ноутбук ?

    Ответы детей (есть или нет)

    Воспитатель : Вы любите играть в компьютер ?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Вам разрешают играть на нем одному?

    Ответы детей (разрешают или нет)

    Воспитатель : Долго вы играете или нет?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Но ведь, если долго играть в компьютер , то может произойти очень странная история…

    Вот я знаю такую историю про одного мальчика Толика. Послушайте, я вам расскажу эту история. Присаживайтесь поудобнее.

    Однажды Толик долго сидел за компьютером . Забыл про друзей которые его звали играть, забыл о котенке которого нужно покормить. Сидел, сидел и услышал тихие голоса. Заговорили его глаза :

    Мы устали смотреть на экран монитора, нам плохо видно!

    Заговорила спина :

    Я устал держать позвоночник!

    Заговорило сердце :

    Мне скучно! Где друзья?

    Заговорили ноги :

    Мы устали сидеть на месте! Как здорово мы раньше играли!

    Толик удивился и спросил :

    Так чего же вы хотите?

    Мы хотим двигаться, играть, кувыркаться, дышать свежим воздухом, дружить с ребятами

    Толик подумал :

    Что со мной происходит, кажется мне пора отдохнуть.

    И тогда Толик понял, что веселее развлечения, чем общения с друзьями нет. И за компьютер садился только когда хотел узнать что-то новое, что бы рассказать друзьям

    Воспитатель : Вот здорово играть и веселиться с друзьями! И не нужно чтобы компьютер стал единственным развлечением, не забывайте, что есть друзья, книги и интересные игрушки . Ведь компьютер это всего лишь машина, пусть даже очень умная, но не может заменить тепло и радость живого общения друг с другом .

    Воспитатель : Как вы думаете, что Толик делал не так?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Какой вред может нанести компьютер нашему здоровью ?

    Ответы детей

    Воспитатель : Компьютер облегчает нашу жизнь. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно.

    Зачем нам глаза?

    Ответы детей.

    – глаза умеют различать цвет, форму, расстояние до предмета.

    Проверим, могут ли наши глаза, определять форму. Как называется эта фигура? А эта? Ну как могут?

    Какого цвета круг? А квадрат? Так что еще могут определять глаза? (цвет)

    Значит - глаза умеют определять расстояние до предмета? (да)

    Эти два треугольника одинаковые (воспитатель показывает большой и маленький треугольник одного цвета? Кто вам об этом сказал? Так что еще могут определять глаза? (размер)

    Молодцы!

    Чтобы глаза не уставали, давайте сделаем гимнастику для глаз.

    Раз - налево, два – направо

    Три – наверх, четыре – вниз (Движения глазами, голова прямо)

    А теперь по кругу смотрим,

    Чтобы лучше видеть мир. (Вращение глазами)

    Тренируя мышцу глаз. (Смотреть то на палец, то вдаль)

    Видеть скоро будем лучше,

    Убедитесь вы сейчас!

    А теперь нажмем немного

    Точки возле своих глаз (Нажимать с 2-х сторон от переносицы)

    Сил дадим им много – много

    Чтоб усилить в тыщу раз.

    Закройте глаза. Пусть отдохнут. (Воспитатель звонит в колокольчик)

    Что я делала?

    Как вы узнали, что я звонила в колокольчик? Ведь ваши глаза были закрыты. (Услышали) – Чем? (Ушами)

    Как вы думаете, для чего человеку слух?

    Давайте выясним, что еще могут наши уши.

    Мы знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду сейчас делать.

    Дидактическая игра «Определи по звуку»

    (Воспитатель за ширмой производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями :

    мнет (рвет бумагу, переливает воду)

    Дети каждый раз определяют источник звука.

    Так что умеют делать наши уши? (различать разные звуки)

    Сейчас выясним, могут ли наши уши выполнять какие -нибудь другие обязанности , кроме слушания звуков.

    Игра «Эхо» :

    (Имя ребенка) ты сейчас в лесу,

    Мы зовем тебя «Ау» ,

    Ну-ка глазки закрывай

    Кто позвал тебя, узнай поскорей.

    Правила игры :

    - (Ребенок) становится в круг и закрывает глаза. Мы с вами идем по кругу и произносим слова. По окончанию текста, тот на кого я укажу, позовет его «Ау» . (Ребенок) должен угадать, кто его позвал. (Игра повторяется два- три раза) .

    Что же могут наши уши?

    Различают разные звуки. Определяют направление откуда раздался звук. Различают голоса разных людей. А еще помогают на разговаривать друг с другом , петь песни, танцевать, слушать радио и телевизор. Они необходимы нам в общении. Уши, как и глаза помогают нам воспринимать окружающий мир.

    Если мы будем всегда слушать громкие звуки, это хорошо для ушей?

    Ответы детей.

    Поэтому музыку лучше слушать через колонки, а не наушники.

    Воспитатель : Ребята, вы устали сидеть?

    Ответы детей.

    Воспитатель : А что у вас устало больше всего?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Когда вы долго сидите перед компьютером происходит тоже самое и ваш позвоночник очень сильно устает. Чтобы этого не происходило, нужно сделать небольшую зарядку.

    Железнова «Головами покиваем»

    Воспитатель : Вот теперь мы с вами размялись, и позвоночник скажет вам большое спасибо.

    Давайте вспомним, что же нужно делать, чтобы компьютер стал нашим другом ?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Я уверена, что теперь вы будете соблюдать эти правила! Давайте попрощаемся с моим другом ноутбуком .

    И мы с вами можем еще раз сыграть в игру «Эхо»

    С каждым годом компьютер все больше переплетается с нашей жизнью. Компьютер может быть для нас «телевизором», когда хочется посмотреть новый фильм, «музыкальным центром», когда хочется послушать любимую музыку, богатой «библиотекой» или великолепным «справочным бюро», когда нужно найти какую-то информацию. Благодаря компьютеру мы общаемся с родственниками и друзьями, которые находятся за тысячи километров от нас. Многие профессии сегодня немыслимы без использования компьютера. А компьютерные игры прочно удерживают лидерство среди способов детского и молодежного отдыха…

    Несмотря на широчайшие возможности компьютера, с каждым годом все сильнее раздаются голоса о его вредном влиянии, особенно на детей. Ну, а о вреде компьютерных игр и о коварстве компьютерной зависимости ныне предупреждают многие специалисты, и все больше становится пострадавших. Нас, родителей, волнует вопрос вредного влияния компьютера, особенно тех, чьи дети стремятся все свободное время проводить у монитора.

    Чем компьютер может быть полезен ребенку?
    Сегодня широкий выбор развивающих игр на любой вкус и цвет. С их помощью малыш, сначала под чутким руководством мамы, а затем самостоятельно, может познавать азы арифметики, геометрии, грамматики и иностранных языков.
    Используя специальные программы, можно учиться рисовать и одновременно развивать моторику детских ручек.
    Игры со сбором картинок (всевозможные пазлы), прохождением заданий развивают логическое мышление.
    Игры, где нужно дорисовывать недостающие части предметов или собирать различные фигуры развивают фантазию и объёмное восприятие.

    Компьютерные «раскраски» помогают малышу изучить цвета и поэкспериментировать с ними.
    Школьнику компьютер может здорово помочь в учебе. Используя интернет, можно найти полезную информацию для подготовки интересного реферата или прочитать книгу, заданную по школьной программе.

    А еще в интернете можно заказать детские фотообои с мультфильмами . Они будут долго радовать вашего ребенка, создавая благоприятную атмосферу в комнате.

    Но, увы, несмотря на все эти заслуги, компьютер не только друг нашим деткам.

    У монитора я и мой кроха…
    По мнению многих медиков, ребенок после трех лет может осваивать компьютер. Однако посвящать компьютеру можно не более получаса в день. Первым занятием за компьютером может стать несложная развивающая игра, в которую малыш сыграет вместе с мамой.

    В возрасте с 6 до 12 лет за компьютером можно проводить до часа. А после 12 лет можно разрешать проводить перед монитором до двух часов в день (но не более!).
    Чтобы не возникало зависимости и других психологических проблем из-за компьютера, время провождения ребенка перед компьютером должно быть четко регламентировано.

    Вообще, касательно компьютера лучше руководствоваться принципом чем позже, тем лучше, а в вопросе времени, проведенного за монитором, - чем меньше, тем здоровее.

    Компьютер дает нагрузку на глаза, поэтому обязательно нужно делать перерывы после 15-25 минут сидения за монитором. Полезно обучить ребенка делать гимнастику для глаз: вертикальные и горизонтальные движения глазными яблоками или просто часто поморгать.
    Отрегулируйте контрастность и яркость так, чтобы детские глазки не страдали от слишком ярких цветов на экране.

    Ребенок должен сидеть, не сутулясь, чтобы не нарушалась осанка. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, если нужно, под ноги можно поставить подставку.

    Детей от 6 до 9 лет уже можно обучать работать с информацией. Для начала это лучше делать в игровой форме. Научите ребенка самостоятельно включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой и мышкой, открывать и закрывать папки и файлы. Объясните ребенку, что с помощью компьютера можно не только играть, но и узнавать много интересных вещей. Есть детские сайты с познавательной информацией и развивающими играми.
    Постепенно научите пользоваться поисковыми системами. Ведь с их помощью малыш, сможет находить нужную, в том числе и для учебы, информацию. А также развивать логическое мышление и умение анализировать.

    В чем опасность компьютера?
    Чрезмерное пребывание у монитора дарит ребенку букет психологических проблем. Тот, кто проводит много времени в виртуальном мире, будь то игры или социальные сети, уходит от реальности, начинает искаженно воспринимать происходящее, у него не вырабатываются навыки, необходимые в реальной жизни. Ребенок мало времени проводит со сверстниками, затрудняется в общении, часто не умеет проявить сострадание, выразить дружелюбие, понять чувства другого человека, преодолевать реальные, а не игровые трудности.

    Еще у ребенка, прикованного к монитору, нарушается чувство времени. Ему кажется, что он просидел за компьютером минуты, а на самом деле он провел у монитора несколько часов. Подобная «потеря во времени» мешает ребенку самому себя контролировать и приводит к неорганизованности сначала младшего школьника, а затем и старшеклассника. Юный человечек ничего не успевает, не может распределить свое время так, чтобы выполнить свои обязанности. И только на сидение за компьютером находится достаточно времени. Неумение организовать свое время при продолжении чрезмерного увлечения компьютером само по себе не проходит и аукнется проблемами в профессиональной жизни, в быту, в семье.

    Примеры из жизни…

    . Паша очень много времени проводит за компьютером. Это была его основная «игрушка» и «лучший друг» в детстве, то же самое продолжается и в отрочестве. Учеба в школе у Паши не запущена благодаря жесткому контролю родителей. Однако не все возможно исправить с помощью родительской власти и контроля. Мальчик испытывает большие трудности в общении, не умеет играть с детьми, во двор почти не выходит, не знает правил коллективных игр и не умеет их соблюдать, не ориентируется, что делать в такой игре и, вообще, как вести себя в компании сверстников. В гостях у ровесника он либо сидит с ним за компьютером, либо ему нечего делать и он стремиться уйти домой, где он снова засядет за компьютер.

    Если не предпринимать меры по исправлению ситуации, то с возрастом эти черты углубляются, и вот уже у взрослого молодого человека возникает ряд проблем в личной жизни. Уже взрослый человек не понимает чувств своего супруга, не понимает, когда родной человек устал, когда ему плохо и не умеет оказать поддержку, когда это необходимо. Для исправления такого положения дел надо прикладывать большие усилия и проводить огромную работу над собой.

    . Николая (22 года) я встретила на психотренинге. Симпатичный, эрудированный, вежливый, детство и юность прошли за компьютером. Жалуется на то, что не получаются отношения, ни с девушками, ни с друзьями. В виртуальном мире много общается. Но виртуальные отношения надоели, хочется реальных.
    Одно из заданий тренинга по развитию коммуникации было таким. Два малознакомых человека усаживались напротив друг друга. Их цель - начать диалог и поддерживать его по возможности дольше. Партнером Николая стала молодая девушка.
    Впереди меня кривое зеркало, которое отражает все искаженно, начала разговор девушка, глядя на зеркало, которое находилось напротив нее за спиной Николая.

    Его, кроме себя самого, ничто не интересует, занудный он какой-то и, наверно, эгоистичный, шепотом сказала мне девушка после завершения их беседы. Поддержать диалог она с Николаем сумела. Но захочет ли она начать и поддерживать с ним отношения после такого впечатления?

    Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяют увлечение общением on-line с друзьями по сети. В сети при виртуальном общении можно создать любой образ, в том числе такой, который имеет мало общего с реальным образом своего создателя. Будучи в реальности закомплексованным и не слишком удачливым, в сети можно надеть маску успешного уверенного в себе человека. Нередко человек прячется за такой маской от самого себя, от реальности. Виртуальные отношения проще реальных. Не надо преодолевать реальных трудностей, гораздо меньше усилий уходит на понимание другого человека, нет обязанностей. Так реальная жизнь может быть заменена виртуальной иллюзией.

    Для завершения картины компьютерной опасности добавим, что чрезмерное увлечение компьютером вызывает нервозность и нарушает сон. В худшем случае формируется компьютерная зависимость, которую специалисты считают серьезным нарушением психики.

    Признаки компьютерной зависимости
    . Большую часть свободного времени ребенок проводит за компьютером.
    . Виртуальное общение предпочитает реальному, мало выходит на улицу, у него почти нет друзей.
    . Интересы ограничиваются в основном компьютером.
    . Стал нервным или, наоборот, ко всему равнодушным.
    . Из-за увлечения компьютером остается мало времени на выполнение уроков, снижается успеваемость в школе, притупляется ответственность за учебу и другие поручения.
    . Попытки оторвать от компьютера раздражают.
    . У ребенка, подростка и даже взрослого человека проявляется не свойственная данному возрасту инфантильность (ведь зависимость тормозит развитие личности).

    Как бы «троль» ребенка по голове не ударил…
    Далеко не все, что пишут в Интернете, целесообразно читать юному человечку с неокрепшей психикой и еще не умеющему критически оценить прочитанную информацию. Известно, что культура общения в Интернете, мягко говоря, оставляет желать лучшего. К тому же, на Интернет-просторах обитает немало «троллей» пользователей, которые своими высказываниями целенаправленно провоцируют конфликты на форумах и социальных сетях.

    Именно поэтому надо позаботиться о том, чтобы подобные «тролли» не били ребенка по голове своими неумными и неуместными сообщениями. Для этого родителям нельзя допускать бесконтрольного доступа во всемирную паутину ребенка. По крайней мере, до тех пор, пока он поймет, что есть сообщения, на которых даже не стоит задерживать взгляд.

    Да - компьютеру другу, нет - компьютеру врагу!
    Что делать, чтобы компьютер оставался только другом? Как не допустить появление компьютерной зависимости? Нужно помочь понять ребенку, что жизнь гораздо шире, чем виртуальный мир с его играми и общением, что в жизни масса интересного помимо компьютера и нельзя себя обделять только сидением за монитором. В доступной форме, соответственно его возрасту, объясните ребенку, что уход в виртуальный мир не помогает решить реальную проблему, а только ухудшает дело.

    Не ладятся отношения с друзьями? Уж лучше обратиться к психологу и обсудить с ним, как преодолеть свои трудности, а не сидеть в виртуальном мире. Также нужно донести до ребенка, что виртуальные достижения - это иллюзия. А вот реальные достижения действительно ценны. Так, лихо побеждая противников в виртуальном игровом бою, в реальности спортивной формы и навыков боевых искусств не имеешь. А вот посещение спортивной секции дает закалку и реальные навыки. В какой-нибудь социальной сети можно завести сотню друзей и при этом не общаться с ними в реальности. А если и придется пообщаться с виртуальным другом в реальности, то вполне может выясниться, что дружба совершенно не получается.
    Нужно наполнить жизнь ребенка разнообразными интересами и занятиями: спортом, подвижными играми на свежем воздухе, домашними поручениями, обучением какому-то мастерству.

    Кстати, читать книжки нужно начинать до того, как ребенок познакомиться с компьютером. Помогите ребенку понять прочитанное, рассмотрите вместе картинки, «зажгите» интерес к чтению, иначе потом этот интерес может не появиться.
    Родителям важно соблюдать правило. Компьютер - инструмент, полезный и опасный одновременно. Ребенок должен использовать его, как помощника в реальной жизни. И, как любым инструментом, пользоваться самостоятельно ребенок может только достигнув определенной зрелости. А до этого осваивать его под контролем взрослых с соблюдением техники безопасности.

    Некоторые родители категорически отвергают «компьютерную» форму препровождения свободного времени ребенка, а другие не запрещают сидеть за компьютером, но постоянно испытывают внутреннюю тревогу: ребенок допоздна сидит за монитором, мало общается со сверстниками, редко бывает на улице. Так ли это на самом деле? Рассмотрим основные предубеждения, связанные с компьютером.

    Первое - постоянное пребывание в «виртуале» вредит развитию ребенка, в том числе интеллектуальному и эмоциональному. Да, с одной стороны, ребенок теряет интерес к самостоятельному мышлению, чтению, ручному труду, он становится пассивным потребителем информации, говорят, «рабом Интернета», но с другой - некоторые дети используют Интернет и в качестве библиотеки. Ведь совсем не обязательно ехать в библиотеку, когда, не выходя из дома, можно получить доступ к не меньшему источнику информации, а подчас и более точному и быстрому.

    Предубеждение второе - компьютер не дает ребенку полноценного общения со сверстниками, а некоторым и полностью его заменяет. Не совсем так.

    Основная проблема заключается в каждом конкретном ребенке. Некоторым детям, испытывающим сложности в общении со сверстниками в реальном мире, компьютер дает возможность найти в виртуальном мире собеседника и даже друга. И снова мы сталкиваемся с положительной и отрицательной стороной вопроса.

    Острым вопросом в любых рассуждениях о пользе компьютера являются компьютерные игры. Что они несут? Пользу или вред? Попробуем рассмотреть этот вопрос поподробнее. Положительные качества игр, как компьютерных, так и простых (например, настольных и дворовых), приблизительно одинаковы. Игры учат ребенка следовать какому-то набору правил, добиваться результатов, и дух соперничества заставляет его улучшать свои навыки. У игрока (все равно -компьютерного или дворового) постепенно формируются такие качества, как воля к победе, терпение, настойчивость в достижении цели. В компьютерных играх ребенок, переходя от простых игр к сложным, будет вынужден больше думать, и в итоге интеллектуальный уровень повысится.

      Первое: нельзя забывать об обязательных перерывах в занятиях на компыотере (каждый час не менее 15 мин), гимнастике для глаз. Нужно постоянно контролировать зрение у врача-окулиста и при первых признаках его ухудшения резко снизить время занятий на компьютере.

      Второе: необходимо проконсультироваться со специалистом перед покупкой компьютера и выяснить характеристики экрана монитора (наименее вредным считается жидкокристаллический монитор).

      Третье: обязательно следите за тем, чтобы ребенок контролировал свою позу во время занятий на компьютере, чтобы у него не возникло нарушений осанки.

    Необходимо следить за физическим самочувствием ребенка, состоянием его нервной системы, и если его общее состояние не совсем в норме, то лучше подождать с работой на компьютере до повышения жизненнго тонуса во избежание перегрузок организма.

    Сейчас, практически у всех дома есть компьютер. Если им пользуются родители, значит, рано или поздно настанет момент, когда с этим чудом техники захотят познакомятся и дети, даже если сейчас они – всего лишь младенцы в пеленках. Когда же знакомить ребенка с компьютером? А, может запретить ему даже приближаться к нему, до определенного времени? Или наоборот, подтолкнуть к более близкому знакомству?

    Мнение родителей
    Опасения взрослых о вреде компьютера для здоровья малыша, не всегда может быть реальной угрозой. И наоборот, то, о чем взрослые даже не задумываются, действительно может нанести вред ребенку.

    Например, некоторые родители до сих пор разделяют мнение, что компьютерный монитор – источник радиации. Что касается современной техники, то об этих опасениях можно забыть – это скорее миф. Зато реальная угроза – электромагнитное излучение. Источником такого излучения могут быть любые электрические приборы. Для избежания возможных рисков, монитор необходимо ставить задней стенкой к стене комнаты. Также не стоит наклоняться над монитором.

    Еще одна реальная неприятность – электростатическое поле, притягивающее большое количество пыли. Поэтому в помещении с компьютером, необходимо регулярно проводить влажную уборку.

    Мнение педагогов
    Дети могут многому научиться у компьютера при одном условии – его правильном использовании. Не оставляйте ребенка один на один с компьютером. Ребенок справится, но получит ли пользу от контакта с техникой? Вряд ли.

    Существуют многие специальные и программы, которые могут быть очень полезными для ребенка. При выборе игры для своего малыша, не ведитесь на одну красочную обложку. Прежде всего, программный продукт должен соответствовать возрасту ребенка.

    Как правило, игры и программы поделены на возрастные категории: от 3 до 5 лет, от 5 до 7, от 7 до 12. Для ребенка могут быть одинаково полезными как учебные, так и развлекательные программы.

    Занятия, проводимые за компьютером, помогают развивать способность к классификации и обобщению. Если проводить обучение без компьютера, их развитие начнется только с 6-7 лет. Правильно подобранные занятия на компьютере развивают у ребенка внимание и память, совершенствуют и тренируют новые навыки, улучшают координацию движений и мышления.

    Мнение врачей
    Нахождение за компьютером оказывает отрицательное влияние на зрение ребенка. Даже в достаточно юном возрасте может появится так называемый „компьютерный зрительный синдром“, похожий на воспаление: глаза начинают краснеть, в глазах появляется ощущение „песка“.

    Если у ребенка, после того, как он посидел перед монитором, появляются такие жалобы, лучше проконсультироваться с врачом. Кроме того, у детей, склонных к близорукости может ухудшиться зрение.

    Еще одна важная проблема – недостаток в движении. Ребенку необходимо много двигаться – это нужно для нормального формирования скелета. Если ребенок с самого детства много времени проводит неподвижно (или в неудобной позе), начинаются проблемы с позвоночником. Утомляемость, головная боль – одни их немногих последствий продолжительного сидения за компьютером.

    Мнение психологов
    Обязательно наблюдайте за тем, что ребенок делает, сидя за компьютером. Техника должна восприниматься не более чем помощник. Главным источником информации для малыша должны оставаться его родители, а не компьютер. Это средство должно лишь помочь закрепить полученные навыки и знания.

    Очень важно, чтобы игры и программы, по которым занимается или играет ребенок, соответствовали его возрасту. Агрессивность и жестокость в игре могут оказать негативное влияние на детскую психику. Если, после занятий за компьютером, у ребенка плохой сон, он плачет, у него появляются страхи – необходимо сделать перерыв в работе с компьютером и выяснить причину беспокойства.

    Правильный подход
    Для избежания причинения вреда здоровью, следует позаботиться о том, как Ваш ребенок будет сидеть за компьютером и как много времени займет его пребывание перед монитором. Оптимальный размер монитора для ребенка до 6-ти лет – 15 дюймов, для школьников – 17 дюймов. Безопасное расстояние от глаз до монитора – 50-70 см.

    Будет лучше, если монитор компьютера будет расположен ниже уровня глаз. Хорошо, если будет натуральное освещение, свет должен падать слева, при искусственном освещении следите за тем, чтобы свет лампы не попадал на монитор.

    Для детей ростом 90-100 см высота поверхности стола должна составлять 42 см, высота поверхности стула – 24 см. При росте 101-115 см эти показатели должны быть соответственно 46 см и 26 см. Если рост ребенка от 116 до 130 см, оптимальная высота поверхности стола будет составлять 52 см, стула – 30 см.

    Детям в возрасте 3-4 лет рекомендуется находиться за компьютером не более 30 минут в день, при этом обязательно делать перерыв на 10-15 минут. Некоторые специалисты рекомендуют разрешать ребенку находиться перед монитором по 15 минут через день. Однако такой режим не совсем удобен для усвоения новой информации. Существуют и такие рекомендации: в 6-7 летнем возрасте дети могут находиться за компьютером без перерыва до 10 минут, ученики 2-3 классов – 15 минут, 4-6 классов – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут, 10 — 11 классов – 30 минут.

    А как же контроль?
    Понятно, что без компьютера будущее невозможно. Изолировать ребенка от компьютера – означает лишить его возможности во взрослой жизни полноценно влиться в общество. Но также очень важно контролировать, как ребенок использует компьютер. Для этого разработаны специальные программы, которые позволяют ограничивать время, проводимое детьми перед компьютером, а также контролировать их „перемещение“ в сети Интернет.