Информационное общество. Информационное общество и государство 1 что такое информационное общество

это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному.

В "социальных рамках информационного общества" Д. Белла развитие понятия И. о. выражает переход от постиндустриального преобладания сферы услуг над производственной сферой к доминированию сферы информационных услуг. В этом смысле понятие И. о. отражает новые аспекты развития постиндустриального общества, является его дополнительной характеристикой (см. "Постиндустриальное общество").

С другой стороны, И. о. можно понимать как самостоятельную ступень исторического развития цивилизации, следующую за постиндустриальным обществом и характеризующуюся прежде всего производством информации, уровнем информированности населения и развития образования. Кроме того, само постиндустриальное общество может пониматься как первая ступень И. о. В этом смысле анализ проблем И. о. связан с рассмотрением постиндустриального общества как первого в истории И. о.

Для исследования возможных путей развития И. о. в западных социально-философских теориях вводится понятие постинформационного общества (работа Хант "Постинформационное общество" - "The Post-Information Society"), т. е. теоретическое рассмотрение проблем И. о. имеет свое дальнейшее развитие в концепции постинформационного общества: ин-формирование, ин-формация, пост-информационное общество. Установление подобия системы генетической информации ДНК, генетических структур биосферы и информационных структур социальной организации ноосферы позволило Бодрийяру развернуть концепцию постинформационного общества, "виртуальная эра" которого приходит на смену ушедшим "устному", "письменному" и "книгопечатному обществам" Мак-Люэна. Концепция постинформационного общества отражает такую смену сферы информационных услуг как детерминирующей основы И. о., на которой прежний рациональный механизм производства информации сменяется вероятностным хаосом избыточной социальной информации. В информационной "виртуальной реальности" происходит формирование "избыточных" социально-информационных структур И. о.: в нем избыточность социальной информации означает лишь недостаток информации о том, какая ее часть является излишней. Как идеология или гегемония информационных структур, "виртуальная реальность" Бодрийяра становится реальностью И. о. В этом плане понятие И. о. отражает, с одной стороны, способ распространения информационных структур и, с другой стороны, уровень информатизации и компьютеризации общества.

Возникновение понятия И. о. тесно связано с развитием информатики и кибернетики в работах Н. Винера, информационной теории управления и информационной теории стоимости. Стоимость человеческой деятельности и ее результатов определяется уже не только и не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. В этом смысле понятие И. о. выражает переосмысление информации и ее роли как количественной характеристики для качественного анализа социального развития. Определенный уровень социальной информации кроме количественных характеристик позволяет отражать определенные качественные аспекты развития общества. Информационная теория стоимости характеризует не только объем информации, воплощенной в результатах производственной деятельности, но и уровень развития производства информации как основы развития И. о. - определенной ступени развития общества.

Понятие И. о. определенным образом характеризует изменения мировоззрения, связанные с отходом от классической картины мира. В этом аспекте понятия И. о. отражается последовательная смена основы общества - от мира природы традиционного общества к искусственному, сотворенному миру (индустриального - см. "Индустриальное общество" - и постиндустриального общества) и к миру социальной информации И. о. Киберпространство, в котором сейчас работают только программисты-интеллектуалы, становится информационным пространством социально-культурного и, следовательно, социально-экономического развития И. о. На этом основано производство информации, являющееся становым хребтом (backbone) структур И. о., в отличие от промышленного производства индустриального общества. Образование и наука определяют уровень производства информации и степень развития И. о.

Проблемы функционирования структур И. о. вплотную смыкаются с проблемами искусственного интеллекта (например, микропроцессоров "Интел" или развития текстовых редакторов, корректирующих ошибки человека в компьютерном наборе). Понятие интеллектуального и информационного капитала, введенное Бурдье, является важным для концепции И. о. Так, например, интеллектуальная собственность Билла Гейтса - творца и идейного вдохновителя фирмы Microsoft (лидера мирового рынка программного обеспечения для компьютерной индустрии), собственность которой оценивается многими миллиардами долларов, - во многом способствовала созданию нового вида собственности и авторских прав на программную продукцию, формированию международной системы авторских прав на интеллектуальную собственность.

Информационный взаимообмен пронизывает структуру духовной культуры И. о., опирающейся уже не столько на классические средства массовой информации "Эры Гутенберга" в понимании Мак-Люэна, сколько на инновационные электронные СМИ. К последним сейчас с полным правом можно отнести "Интернет": как по численности аудитории по всему земному шару, так и по объему информационных услуг "Интернет" является глобальным средством массовой информации.

Роль информации как стратегического ресурса возрастает с развитием электронных средств массовой информации, манипулирующих массами, общественным мнением. С развитием аудиовизуальной техники, глобальных компьютерных сетей (типа "Редком" или "Интернет" - с многомиллионной аудиторией во всех развитых странах, с электронной почтой, различными журналами, конференциями, досками объявлений и т. п. внутри информационной сети "Интернет"), аккумулирующих информацию, доступ к ней характеризует возможности ее использования в сложной структуре власти. Примером того, как формируется глобальная информационная структура, могут послужить система взаимосвязей в рамках ЮНЕСКО, глобальные средства массовой информации типа Евровидения или же Национальная Информационная Инфраструктура США.

Социальными характеристиками развития И. о. являются информированность различных его социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации и их возможности обратной связи, уровень образования, интеллектуальные возможности общества прежде всего в информационном производстве.

Отличное определение

Неполное определение ↓

История появления концепции

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно - в Японии и США - в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963). Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер, Р. Карц и др. ; в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic - от греч. techne), общества , или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society». Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных, порой даже совершенно несущественных признаков современного общества, по тем или иным причинам называемых, тем не менее, основанными его характеристиками. Таким образом, в отличие от первого подхода к терминологическим обозначениям второй ведет, по сути, к отказу от обобщающих понятий и ограничивает исповедующих его исследователей изучением относительно частных вопросов.

Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора . Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали - в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации , но и в лексиконе политических деятелей, экономистов , преподавателей и ученых . В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации , позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма , и традиционной футурологии .

Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл , в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер , развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии , США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор - информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы ; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
  • широкое распространение - компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.

В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха , система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 60-х - начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения .

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика , кибернетика , теория принятия решений , теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.

Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия . Биометрия занимается созданием автоматов способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

Россия

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991-1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации . Второй этап (1994-1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, - этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.» , которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 (введен в действие); ГОСТ Р 52633.1-2009 (введен в действие), ГОСТ Р 52633.2 (прошел публичное обсуждение); ГОСТ Р 52633.3 ГОСТ Р 52633.4 (разработан, готовится к публичному обсуждению); ГОСТ Р 52633.5 (разработан, готовится к публичному обсуждению).

Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно стандарты пакета ГОСТ Р 52633 .хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов. В связи с этим интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США.

Беларусь

В 2010 году Совет министров Республики Беларусь утвердил Стратегию развития информационного общества в Беларуси до 2015 года и план первоочередных мер по её реализации на 2010 год (развитие информационного общества - один из национальных приоритетов, является общенациональной задачей). Формирование основ информационного общества завершено, правовая основа информатизации заложена . В период до 2015 года в Республике Беларусь, согласно Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь до 2015 года должны быть завершены работы по созданию и развитию базовых компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры для развития государственной системы оказания электронных услуг (электронное правительство). Она будет включать общегосударственную информационную систему, интегрирующую государственные информационные ресурсы с целью предоставления электронных услуг; единую защищенную среду информационного взаимодействия; государственную систему управления открытыми ключами; систему идентификации физических и юридических лиц, а также платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные транзакции. По плану информатизации Республике Беларусь на период до 2015 года можно предположить, что к 2015 году, каждый вуз будет иметь широкополосный доступ к сети Интернет. Стратегией развития информационного общества в стране предусмотрен рост к 2015 году широкополосных портов доступа в Интернет до 3 миллионов (около 530,000 сегодня), число пользователей мобильного доступа в Интернет достигнет 7 миллионов (около 1,6 млн. сегодня). Сегодня более 87% белорусских школ имеют некоторые формы доступа к Интернету, а более 21% имеют широкополосный доступ.

Страны СНГ

В странах СНГ информационное общество реализуется на базе межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров (сеть ИМЦ), которая является проектом, аналогичным «Цифровой повестке дня для Европы до 2020 года» (Digital Agenda for Europe), представленной Еврокомиссией в качестве стратегии обеспечения роста экономики Евросоюза в цифровую эпоху и распространения цифровых технологий среди всех слоев общества.

Литература

  1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. - М .: ВЛАДОС, 1994. - С. 96-97. - 336 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-87065-012-7
  2. Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. - 43 с, ил.
  3. Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информ. общество и СМИ Финляндии в европ. перспективе. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 287 с.
  4. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М., 1995. - 111 с.
  5. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. - М.: ООО «Трейн», 2007. ISBN 978-5-903652-01-3 . - 472 с.
  6. Мартин У. Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Виноградов В. А. (гл. ред.) и др. - М., 1990. - № 3. - С. 115-123.
  7. Чернов А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы.
  8. Тузовский, И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий . - Челябинск.: Челяб.гос.акад. культуры и искусств, 2009. - 312 с.

Примечания

Уэбстер Ф. Теории информационного общества.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 400

См. также

  • Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации

Ссылки

  • , 2000 г.
  • Базиль Львофф СМИ и информационное общество
  • Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 4 - Культурология .
  • Погорский Э. К. Роль молодежи в формировании информационного общества // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение » . - 2012. - № 2 (март - апрель) (архивировано в WebCite).
  • Погорский Э. К. Становление информационного общества в РФ: диалог между гражданами и органами местного самоуправления // Научные труды Московского гуманитарного университета . - 2011.
  • Скородумова О. Б. Отечественные подходы к интерпретации информационного общества: постиндустриалистская, синергетическая и постмодернистская парадигмы // Электронный журнал «

Само название “информационное общество” впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Более формализованное определение информационному обществу дает социология. В истории своего развития человеческая цивилизация прошла через несколько социально-экономических стадий:

Аграрное общество;

Индустриальное общество;

Постиндустриальное общество.

Следующая стадия развития должна называться “информационное общество”.

Социально-экономическим критерием, определяющим стадию общественного развития, является распределение трудовой занятости населения. На этапе аграрного общества более половины населения занято в сельском хозяйстве; в индустриальном обществе большая часть населения работает в промышленности; если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития. По такому критерию стадия информационного общества наступает при условии, что более половины населения занято в сфере информационно-интеллектуального производства и услуг.

Социально-экономический критерий не является единственным. Интересный критерий предложил академик А.П. Ершов: о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи . За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза ѕ при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу “каждый с каждым”. На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы ѕ к 2030–2040 годам.

Вхождение России в информационное общество имеет свои особенности, связанные с современным этапом ее развития. В России имеется ряд объективных предпосылок к переходу в состояние информационного общества. Среди них: быстрое развитие материальной базы информационной сферы, информатизация многих отраслей производства и управления, активное вхождение в мировое сообщество, подготовленность общественного сознания и др. Важно, что движение России к информационному обществу реализуется государством как стратегическая, приоритетная цель, достижению которой способствует достаточно высокий кадровый и научно-технический потенциал России.

Тенденции в развитии информационного общества

Изменение структуры экономики и структуры труда

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с использования материалов на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина ХХ века благодаря информатизации сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют “белые воротнички” ѕ люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30%, и 48% населения было занято в информационной сфере.

Информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. В станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2005 г. осталось 14 тыс. человек. Это произошло за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере - появление развитого рынка информационных продуктов и услуг.

Развитие и масовое использование информационных и коммуникационных технологий

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий . В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины ХХ века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшими этапами на пути в информационное общество стали:

· создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

· появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

· выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание Интернета . Сегодня Интернет представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой к началу 2007 г. превысило 1 миллиард человек. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.

Скорость роста числа пользователей сети достаточно устойчиво составляет около 20% в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимают США - примерно 200 миллионов американцев подключены к глобальной Сети (все данные на начало 2007 г.). На втором и третьем местах - Китай и Япония с 111 и 87 миллионами пользователей соответственно. В России количество подключенных к Интернету составляет 21,8 миллиона человек, что на 17,5 процента больше, чем в предшествующем году. Этот показатель позволил России занять 11-е место в рейтинге самых интернетизированных стран. Следует, однако, учитывать, что “подключенный” не означает “регулярно пользующийся”; в статистике такого рода во всем мире есть трудности интерпретации данных.

По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в лидерах. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе. Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще развивать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие.

Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий , т.е. вместо того, чтобы для решения каждой задачи создавать собственную технологию, разрабатывают мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Пример тому ѕ офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий ѕ от простейшего набора текста до создания достаточно специализированных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони, устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации которого сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные ѕ например, о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т.д.

Преодоление информационного кризиса

Информационный кризис ѕ явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века - уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.

Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается, что проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис , проявляющийся в следующем:

· информационный поток превосходит возможности человека по восприятию и переработке информации;

· возникает большое количество избыточной информации (так называемый “информационный шум”), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

· укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Свобода доступа к информации и свобода ее распростронения

Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информационное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения ѕ обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.

Вместе с тем проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая информация государственной, корпоративной или личной значимости должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их существования. Не должно быть свободы для распространения информации, пропагандирующей насилие и иные, неприемлемые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных ограничений является непростой задачей.

Рост информационной культуры

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.

Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при продвижении по пути к информационному обществу. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания.

Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д.

Существенный элемент информационной культуры ѕ владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак члена информационного общества.

Изменения в сфере образования

Большие изменения происходят по мере продвижения к информационному обществу в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием, ѕ сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.

Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. В связи с этим даже возникло новое понятие: “принцип пожизненного повышения квалификации”. Экономически развитые страны уже сегодня встали на путь создания системы непрерывного образования, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительного образования (иногда и неформального) и т.д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.

Изменение уклада жизни людей

Формирование информационного общества существенно отражается на повседневной жизни людей. По уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение телевидения в 60–70-х годах ХХ века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, появилось больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, анализируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается в наше время.

Работа. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас до 10% работающих могут выполнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости, не связанной с регулярным приходом в офис.

Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посещающих школу, а обучающихся на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенденция будет развиваться, то школе грозит самая серьезная опасность со времен ее становления в виде массового общественного института. Если же учесть, что школа не только обучает, но и прививает детям навыки социализации, общественного поведения, то подобное развитие вызывает определенное беспокойство.

Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей заметное время, трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных партнеров. Растет время, затрачиваемое на “хождение” по Интернету без определенной цели, а также на так называемый “чат”, с не слишком осмысленным обменом сообщениями. Вместе с тем реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д. Как уже говорилось выше, информационная культура ѕ лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется в первую очередь общей культурой конкретного человека.

Недавнее достижение интернет-технологий - поход за покупками реальных товаров в виртуальный интернет-магазин - уже начинает заметно сказываться на системе торговли.

Жилище человекаимеет тенденцию к все большей “информатизации”. Уже сдаются в эксплуатацию дома, в которые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, телевидение, охранная и пожарная сигнализации и т.д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, включая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т.д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, включая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помогать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Такой дом называется “умным”.

Поскольку для многих людей автомобиль стал продолжением среды обитания, появление “умных автомобилей” также важно. Такой автомобиль, кроме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоянно связан с городскими информационными службами, подсказывающими наиболее оптимальный на настоящий момент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, “умный” автомобиль связан с “умным домом” своего хозяина и из него можно этим домом управлять.

Опасности информационного общества

Восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже проявляются.

Следует понимать, что понятие “информационное общество” не лежит в том же круге понятий, которые связаны с понятиями “капитализм”, “социализм” и пр., т.е. не указывает напрямую на характер отношений собственности и экономический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.

Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

· опасность все возрастающего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;

· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;

· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу - массовой безработице.

Крайним проявлением негативных последствий перехода к информационному обществу являются так называемые “информационные войны ”. Этот термин трактуется как открытое или скрытое информационное воздействие государственных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах будут информационные инфраструктуры и психология противника.

Под информационной войной понимается комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. В принципе это воздействие должно еще в мирное время приводить к принятию благоприятных (для стороны - инициатора информационного давления) решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инфраструктуры управления противника. Информационное противоборство, предшествующее информационной войне, реализуется путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с применением традиционных видов оружия для подавления ослабленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.

Нестеров А.К. Информационное общество // Энциклопедия Нестеровых

Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

Понятие информационного общества

Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

Современное информационное общество

Современное информационное общество обладает следующими чертами:

  1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
  3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
  4. Существование мирового информационного пространства.
  5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
  6. Улучшение доступа к информации.
  7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

Развитие информационного общества

В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

  1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
  2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
  3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

Основные направления развития информационного общества:

  • Электронная коммерция
  • Телемедицина
  • Дистанционное образование
  • Роботизация
  • Цифровая экономика
  • Электронные услуги
  • Дистанционное получение государственных услуг

Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

Информационное общество в Российской Федерации

Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

  1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
  2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
  3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
  4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
  5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
  6. Удаленная работа через Интернет.
  7. Налоговое администрирование.
  8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
  9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого!!!" как страшный сон).
  10. И многие другие сферы.

Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

  • Повышение требований к профессиональной квалификации.
  • Повышение требований к уровню образования.
  • Изменение образовательной структуры общества.
  • Изменение характера труда.

На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

Структура информационного общества Российской Федерации

Проблемы информационного общества

Перечислим основные проблемы информационного общества.

  1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
  2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
  3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
  4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
  5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
  6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
  7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.

стадия в развитии человечества, когда физический труд как основа индустриального общества уступает место информации и знанию [Кальной И.И. Философия: Учебное пособие. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - С. 328].

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации.

В последней трети ХХ века новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства создают принципиально новую общественную ситуацию.

Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х - начале 70-х годов. Теории информационного общества делят на две группы. Одна группа включает теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходят. С этими теориями связаны имена Д.Белла, А.Турена и др. Они представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного общества.

Вторая группа - концептуальные схемы О.Тоффлера, Р.Дарендорфа, Ф.Феррароти, а также скорректированная теория Д.Белла.

В концепция информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Ю.Хабермасом, Э.Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход, озвученный Д.Беллом и О.Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

В связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг.

На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще более. Если в Африке 2/3 населения занято сельскохозяйственным производством, то в США этим занимаются менее 3% активного населения. В промышленном производстве США занято 17%,а в сфере информационных технологий - 80%.

Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем - экономической, политической, правовой, морально-идеологической (подсистема поддержания образца), то в информационном обществе к ним добавляются две важные и самостоятельные подсистемы - телекоммуникационная и образовательная.

Телекоммуникационную подсистему нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики; она далеко выходит за рамки роли и значения в технике. Телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус "непосредственного члена" общества без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем.

Также и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур.

"Информационный взрыв" вызвал изменения в области духовного производства, культуры. Информация становится продуктом и одной из главных ценностей общества. Это не могло не отразиться на изменениях в отношениях собственности. Американские ученые Р.Коуз и А.Алчян, основатели новой теории прав собственности, исследовали феномен усложнения отношений собственности. Отношения собственности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения между людьми с их правами на использование определенного вида ресурса. В классической фирме таким ресурсом является капитал; в новых сферах предпринимательской деятельности наибольшим влиянием пользуется тот, кто обладает правом на использование информации, в инновационной области и в сфере профессиональных услуг - правом на интеллект.

В современной экономике, характеризуемой наукоемкостью, непрерывными структурными изменениями, высоким динамизмом, роль интеллектуальной собственности в общественном развитии возрастает.

Отличное определение

Неполное определение ↓