Культура и информационная культура сравнение. Критерии информационной культуры человека

Цели урока:

  1. «информационная культура» ;

Оборудование:

План урока:

  1. Орг. момент.(3 мин)
  2. Д/з.(5 мин)
  3. Вопросы учеников. (5 мин)
  4. Итог урока. (10 мин)

Ход урока:

I . Орг. момент.

II

III . Изложение нового материала

интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес желании применить интеллект

информация » и «культура »,

«информационная культура»

информологический и культурологический .

В рамках информологического совокупность знаний, умений

При использовании культурологического

«Информационная культура с и

Основными

  • система образования
  • развитие экономики страны

IV . Д/3

V .Вопросы учеников. Ответы на вопросы учащихся.

VI . Итог урока.

Подведение итога урока.

Выставление оценок.

Цели урока:

  1. познакомить обучающихся с понятием «информационная культура» ;
  2. рассказать как проявляется информационная культура человека;
  3. каковы основные факторы развития информационной культуры.

Оборудование:

доска, компьютер, рабочие файлы.

План урока:

  1. Орг. момент.(3 мин)
  2. Повторение пройденного материала (15 мин)
  3. Изложение нового материала (30 мин)
  4. Д/з.(5 мин)
  5. Вопросы учеников. (5 мин)
  6. Итог урока. (10 мин)

Ход урока:

I . Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II . Повторение пройденного материала

Для актуализации знаний учитель предлагает вместе вспомнить:

  • Что изучает наука информатика?
  • Что такое информация с точки зрения человека, техники, общества?
  • Какие информационные процессы выполняет человек в своей деятельности?
  • Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?
  • Чем были обусловлены информационные революции? Расска-жите о каждой из них.
  • Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.
  • Что определяет индустриальное общество?
  • Имеется ли связь между промышленными и информацион-ными революциями?
  • Как вы представляете информационное общество?
  • Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.
  • Что определяет пятую информационную революцию?

III . Изложение нового материала

Информационная культура современного человека

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке боль-ших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желании применить интеллект и информацию для определенных целей.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Поэтому уже недостаточно уметь самосто-ятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научить-ся такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного зна-ния. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Понятие информационной культуры связано с двумя фунда-ментальными понятиями — «информация » и «культура »,

«информационная культура»

поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический .

В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направ-ленную на удовлетворение информационных потребностей.

При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры . В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в ин-формационном обществе, как составляющая процесса формиро-вания культуры человечества.

Используя первый подход, приведем определение информаци-онной культуры.

«Информационная культура это умение целенаправленно рабо-тать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, совре-менные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из со-ставляющих общей культуры. Информационная культура связа-на с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических уст-ройств, от телефона до персонального компьютера и компью-терных сетей;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютер-ную информационную технологию, базовой составляющей ко-торой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информа-ции;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей об-ласти деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Основными факторами развития информационной культуры являются:

  • система образования , определяющая общий уровень интел-лектуального развития людей;
  • информационная инфраструктура , определяющая возможно-сти людей получать, передавать, хранить и использовать ин-формацию;
  • развитие экономики страны , определяющей материальные возможности людей при использовании современных инфор-мационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Одним из существенных показателей информационной куль-туры в нашей стране является знание английского языка. Сло-жившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс поль-зователей с основными видами глобальных информационных ре-сурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с опе-рационными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.

Для активной и плодотворной жизни в информационном об-ществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современ-ные информационные технологии.

IV . Д/3

1. Используя всевозможные источники информации (справочни-ки, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «ин-формационная культура» и проведите их анализ.

2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись раз-личными источниками, и сопоставьте его с понятием «инфор-мационная культура».

3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

V .Вопросы учеников. Ответы на вопросы учащихся.

VI . Итог урока.

Подведение итога урока.

Выставление оценок.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.

1.Введение
2.Информационная культура и её составляющие
1.Понятие информационной культуры
2.Составляющие информационной культуры
3.Информационное поведение
3.Информационная культура и информационное общество
4.Всемирная информационная сеть - Интернет
5.Заключение
6.Список литературы

Работа содержит 1 файл
  1. Введение
  2. Информационная культура и её составляющие
    1. Понятие информационной культуры
    2. Составляющие информационной культуры
    3. Информационное поведение
  3. Информационная культура и информационное общество
  4. Всемирная информационная сеть - Интернет
  5. Заключение
  6. Список литературы

1. Введение

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «Информационная культура».

          1. Информационная культура и её состаляющие

2.1. Понятие информационной культуры

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количества и качества созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего.

Можно выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке понятия информационная культура.

В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации.

2.2. Составляющие информационной культуры

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новой информационной технологии и умение ее применять для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Информационную культуру можно рассматривать на трех уровнях:

  • информационная культура личности;
  • информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
  • информационная культура общества в целом.

2.3. Информационное поведение

Информационная культура проявляется в информационном поведении людей.

Под информационным поведением понимается образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения информации, ее передачи и распространения в обществе.

Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности, умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов.

3. Информационная культура и информационное общество

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.

Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы с среде базовых информационных технологий при решении типовых задач в сфере деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования, как направлению связанному с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущем специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйтсва, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, пользование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществить, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.

Компьютеризация общества привела к появлению серьезных злоупотреблений информацией, компьютерной преступности – искажению данных компьютерной памяти, воровству с помощью компьютеров, к появлению опасности монополизации просветительства и средств массовой информации, монопулировании общественным мнением, компьютерному пиратству.

Совершенствуются способы борьбы с компьютерной преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью.

4. Всемирная информационная сеть - Интернет

Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который можно использовать на лекциях, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать - и при оформлении кабинета.

Однако при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.

Информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений - обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления - больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т. е. создан одним человеком - стоит обратить внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомнить, знакомо ли Вам его имя по другим статьям и публикациям.

Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники - их стоит проверить. Так можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а также узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для Вас. Все эти моменты следует учитывать при пользовании сетью Интернет.

5. Заключение

Таким образом, информационная культура - это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания знаний;

б) умениях и навыках применять их на практике.

Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, Интернета).

Иными словами информационная культура - это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети Интернет. Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно интерпретировать формализованные описания.

Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Каждый человек, живущий в век информационных технологий, должен обладать информационной культурой.

6. Список литературы

Основная литература

  1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. 2007
  2. Словарь современных компьютерных терминов
  3. Урсул А.Д. Информатизация общества, 2008

Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) «О средствах массовой информации»

Сайты в Интернете

      1. http://bestreferat.ru /inf- culture/
      2. http://allbest.ru /culture/
      3. http://www.erudition.ru/ referat/ref/id

В последнее время возрос огромный интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, развитие личности. Понятие «культура» употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивида.

Распространены обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Перечень компонентов в контексте дефиниции вряд ли можно считать исчерпанным. Культура часто рассматривается как специальная система, совокупность духовных, нравственных и научных знаний и ценностей, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики. Этот подход связан с толкованием культуры как определенной цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития. В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее - особенное - единичное»: культура как способ существования человека, макро- или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи - культурный человек)».

В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы» (Каган М.С.), то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура в глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:

  • в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;
  • как творческое содержание деятельности;
  • как способ деятельности, ее технологии;
  • как качественная характеристика деятельности и ее результатов.

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры вложить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и т.д. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности, она является исключительной в формировании содержания образования.

Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде. Изучение литературных источников (Ю. С. Брановский, В. Я. Буторин, К. К. Колин, Э. П. Семенюк, Т. И. Шамова) показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере. Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются: знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов; совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

  • умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);
  • умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (анализировать ситуации, описывать результаты воздействия на человека сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).

В понятие «информационная грамотность личности» включено: компьютерная грамотность личности; знания об информационной среде, законах ее функционирования, некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации; наличие информационных потребностей широкого диапазона; умение ориентироваться в информационных потоках; умения и навыки сохранения информации для повторного использования; развитость алгоритмического мышления личности. Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами. Выделим компоненты компьютерной культуры: знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИКТ) в различных областях жизнедеятельности человека; понимание соответствующей терминологии, связанной с ИКТ; знание принципов устройства и работы компьютерной техники; знание конкретных примеров использования ИКТ; свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности; знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.); понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности; умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения - структуризация, алгоритмизация, программирование, реализация; соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИКТ.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством. Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как: информационная грамотность, включающая: осознанную мотивацию личности, а это определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются - самостоятельность и креативность.

Существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов и порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают. Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры». Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, ее передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.

Письменность - вторая информационная революция, это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало предпосылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры. Изобретение книгопечатания - одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции, которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное - началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты, одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения грамотности среди людей. Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Этот этап информационной истории человечества привел к формированию новой личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.

Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Произошел подлинный переворот в информационной сфере общества, что во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей. Информатизация общества сегодня оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. По мнению К. К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации - информационного общества.

С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые. На уровне общества информационная культура анализируется в работах М. Г. Вохрышевой, Э. П. Семенюка, А. П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.

С философских позиций (по А. П. Суханову) - информационная культура, как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации». Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э. П. Семенюка, К. К. Колина и др. Например, Э. П. Семенюк говорит о том, что информационная культура - это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией». Проанализировав существующие определения дефиниции «информационная культура», пришли к тому, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности.

Объясняется это тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности. Современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей т.е заинтересованных в ней людей или организаций, и выдается в привычной для них форме.

На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, а как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. Сближению и взаимодействию способствуют формальные и неформальные виды образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения).

Обобщая современные представления о составе информационной культуры, выделяется: культура поиска информации (поиск идей, а не рецептов); умение аналитической переработки информации (создание собственных баз даных); культура делового общения; толерантность; открытость другим культурам, способность к рефлексии; адекватная самооценка, знание этических норм использования информации. Значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для молодежи, подросткового поколения. Информационная культура - это уверенность в себе, в завтрашнем дне; информированность, более успешная самореализация, развитие способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, быть в центре событий, быть открытым для информации и повышать свой культурный, творческий уровень в целом.

Список литературы
1. У. Ш. Бегимкулов. Педагогик таълимни ахборотлаштириш: назария ва амалиёт: моногр. - Т: Фан, 2011. - 232 б.
2. Философский словарь / Под ред.

В 1897 г. знаменитый английский писатель- фантаст Герберт Уэллс написал роман «Война миров» («The War of the Worlds»), где очень реалистично описано вторжение пришельцев (марсиан) на Землю. Приземляются инопланетные корабли, и солдаты Марса завоевывают и порабощают жителей Земли. Значительный резонанс получил поставленный по роману в 1938 г. радиоспектакль, первая часть которого была стилизована под «репортаж в прямом эфире». Эта псевдодо- кументальная инсценировка инопланетного вторжения была разыграна столь реалистично, что многие слушатели поверили в высадку марсиан в штате Нью-Джерси. Этот «информационный радиорозыгрыш» вызвал панику в ряде районов США. Когда на радиостанции объявили о «высадке инопланетного десанта с целью захвата Земли», люди в ужасе стали собирать вещи первой необходимости и покидать свои дома. Радиопостановка 1949 г. в столице Эквадора Кито вызвала нешуточную панику среди жителей, а позже гнев и погром радиостанции, повлекший гибель шести человек.

Эти эпизоды красноречиво свидетельствуют о роли информации в жизни современного общества и его информационной культуре.

Творческое задание. Приведите свои примеры, в которых ярко выражена роль информации.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу, которое было свойственно животному миру, на содержательное, присущее исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. Становление и развитие языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом.

В разное время информационную культуру потрясали информационные кризисы, связанные с накоплением и переработкой информационных потоков.

Первой информационной революцией принято называть появление письменности. Она привела к гигантскому качественному и количественному скачку, появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в.). Третья информационная революция связана с изобретением электричества в конеце XIX в. Четвертая информационная революция в 1970-е гг. вызвана появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое целое.

Осознание фундаментальной роли информации в динамике социума неразрывно связано с возникновением информационного общества, где в широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация. Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с формированием информационного общества - общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью.

Особое значение в информационном обществе приобретают:

о уровень образования, обеспечивающий соответствие навыков, умений людей динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий;

0 повышение уровня информационной культуры, предполагающей знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Пока информационная культура является показателем не общей культуры, а профессиональной, но со временем станет важным фактором развития каждого индивида.

Роль информационного аспекта жизни людей в информационном обществе постоянно возрастает, и сегодня совокупность информационных потоков столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от каждого человека знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в информационной сфере.

В настоящее время предложено несколько подходов к определению информационной культуры.

  • 1. Информационная культура понимается как оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
  • 2. Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с использованием информационных технологий при решении задач, которые человек ставит перед собой для достижения цели своей деятельности.
  • 3. Информационная культура как категория развивающегося информационного общества рассматривается в качестве общей теории образования человека в рамках нового типа цивилизационного развития, это способ информационного производства, лежащий в основе современной человеческой деятельности и во многом определяющий тип существующей культуры.
  • 4. Информационная культура на современном этапе цивилизационного развития понимается как:

О новый тип общения, дающий индивиду возможность свободного выхода в информационное бытие;

О свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях - от глобального до локального;

О новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы. Среди черт, определяющих этот тип мышления, уже сегодня ярко проявляется его ориентация на саморазвитие и самообучение. Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры.

Информационная культура педагога подразумевает: активное знание способов получения и передачи информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающимися на совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, воспитание высокого уровня информационной культуры у обучающихся.

5. Информационная культура в образовании как процессе социализации личности включает в себя следующие компоненты:

О культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни);

О культуру выбора информации, что подразумевает системный взгляд на информационную среду жизни общества, умение анализировать информационную обстановку;

О культуру поиска информации, т.е. знание информационных услуг, предлагаемых библиотеками и поисковыми системами;

О культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность);

О культуру освоения и использования информации, подразумевающую публикационную активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности;

О культуру пользования компьютерной и оргтехникой;

О культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность);

О культуру распространения информации.

6. Современная информационная культура вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время образуется противоречие между одной категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и другой категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

В формировании информационной культуры большое значение имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного общества, обладающего такими умениями и навыками, как дифференциация информации, выделение значимой информации, выработка критериев для оценки информации и т.п.

Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

Критериями информационной культуры человека, базирующимися на компьютерной грамотности, осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями, выступают умения:

О адекватно формулировать свою потребность в информации;

О эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

О перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

О вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

О адекватно отбирать и оценивать информацию;

О осуществлять информационное общение.

Информационная культура реализуется на нескольких уровнях:

О когнитивном - знания и умения;

О эмоционально-ценностном - установки, оценки, отношения;

О поведенческом - реальное и потенциальное поведение.

Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1. Эмпирическая интерпретация понятия «информационная культура человека» (разработана лабораторией социологических исследований в образовании Центра развития образования, г. Самара)

Когнитивный уровень

Эмоциональноценностный уровень

Поведенческий уровень

Интернет-грамотность

Умения обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной информацией - структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики

Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания

Предпочтительность каналов получения необходимой информации

Степень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности

Отношение к девиантному поведению в Интернете

Способы поиска и каналы получения необходимой информации

Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика

Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности

Способы распространения новой информации

Степень включенности в интернет-сообщество

Формы деятельности в Интернете

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Какие объекты обычно относят к сферам материальной и духовной культуры?
  • 2. Можно ли считать однозначным деление на материальную и духовную культуру? В чем заключается условность этого деления?
  • 3. Охарактеризуйте взаимосвязь материальной и духовной форм культуры.
  • 4. Можно ли перенести плоскость различия материальной и духовной форм культуры на плоскость различия цивилизации и культуры?
  • 5. Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники?
  • 6. Какие фундаментальные черты техники как материального феномена вы можете назвать?
  • 7. В чем проявляются взаимоотношения человек - техника?
  • 8. Какие новые проблемы и ситуации в культуре XXI в. порождает техника?
  • 9. Дайте определение «информационной культуры».
  • 10. Назовите периоды развития информационной культуры.
  • 11. По каким критериям оценивается уровень информационной культуры человека?
  • 12. Перечислите уровни реализации информационной культуры.

Информационная культура является результатом информационной деятельности и необходимым условием её успешного осуществления. Именно в понятии информационной культуры информационная деятельность фиксируется на уровне развитого, внутренне дифференцированного целого и получает свою конкретную содержательность. Поэтому без рассмотрения специфических признаков и черт информационной культуры полученная теоретическая модель не будет достаточно эффективной при её использовании для изучения информационной деятельности в специальных науках. Отсюда следует, что важным шагом в конкретизации системного понимания информационной деятельности является переход к представлению об информационной культуре.

Методологическим средством введения понятия «информационная культура» в систему категорий теории информационной деятельности служит философское представление о культуре, которое является родовым по отношению к вводимому понятию. Необходимость соотнесения понятия информационной культуры с категорией «культура» обусловлена тем обстоятельством, что некоторые авторы отождествляют их. Так, И.Ширшов пишет: «Под культурой мы подразумеваем информацию, запечатленную в предметно-чувственных образованиях, в практике (материальная культура), либо в структурах обыденного или специализированного языка в научных и художественных текстах (духовная культура)» 1 . Этот взгляд опирается на концепцию Ю.Лотмана, в которой культура характеризуется как совокупность всех ненаследственных типов информации, способов их организации и сохранения. «“Культура есть устройство, вырабатывающее информацию» 2 .

Символический, информационно-коммуникативный характер культуры фиксируется во многих ее общих дефинициях. В современной американской антропологии получила распространение концепция К.Гирца, в которой культура мыслится как система символов и переплетение значений, где «человек подвешен к паутине значений, которую он сам сплел» 1 . Эта «паутина значений» и есть культура, т.е. многосвязная система смыслов, которые ориентируют человека по отношению к другим людям и природе. Насколько правомерна редукция культуры к языково-коммуникативным процессам? Исчерпывают ли последние содержание категории культуры? Являются ли понятия «информационная культура» и «культура» тождественными? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть (конечно, лишь в том объеме, который достаточен для решения поставленной здесь задачи), категорию культуры в ее общефилософском смысле.

Категория культуры в российском обществоведении начала активно разрабатываться с 60-х годов ХХ века. В настоящее время философы и культурологи уделяют значительное внимание различным аспектам проблемы культуры 2 . Однако приходится констатировать, что по ряду культурологических вопросов необходимой ясности и единства мнений ещё не достигнуто. Это касается прежде всего определения понятия «культура», его соотношения с понятиями «цивилизация», «духовная деятельность», «творчество» и т.д. Остро дискуссионными являются проблемы методологии исследования культуры и её социальных функций. «За последние четверть века, - отмечает И.Я.Лойфман, - в отечественной литературе выдвинуто немало различных трактовок понятия «культура». Она рассматривается как система ценностей, мир смыслов, способ деятельности, сфера самовоспроизводства личности, символическая деятельность, реальное и духовное обобщение действительности, способ развития общества, его духовная жизнь и др.» 3 .

нельзя не видеть, что как аксиологические, так и технологические характеристики культуры суть категориальные определения человеческой деятельности и самого человека как действующего лица.

Поэтому более значительным методологическим и эвристическим потенциалом обладает подход, согласно которому культура характеризуется как плодотворное, производительное существование. «Именно в плодотворном, производительном существовании, - подчеркивает И.Я.Лойфман, - наиболее полно и целостно раскрывается родовая, социально-деятельная сущность человека, его способность самоопределяться в мире творчески, универсально, исторически» 1 .

Преимущество понимания культуры как плодотворного, производительного существования заключается в том, что в нём понятием «культура» охватывается не только живая, но и опредмеченная деятельность; не только продукты деятельности, но и её субъекты, не только феномены общественного сознания, но и различные аспекты общественного бытия. Кроме того, излагаемая позиция даёт возможность ввести представление о системе культуры, которая в целом соответствует системе социальной деятельности. На этой основе появляется возможность конкретизации категории культуры до уровня понятия информационной культуры и рассмотрения последней как подсистемы первой.

Важнейшее системное членение культуры связано с её дифференциацией на материальную и духовную. Именно в понятийном ряду, который возникает на основе категории духовной культуры, обнаруживается социальный феномен, фиксируемый понятием «информационная культура». Информационная деятельность относится к системе духовной деятельности и, следовательно, информационная культура является подсистемой системы духовной культуры.

Будучи неотъемлемой частью культуры в целом, информационная культура представляет собой существенную грань социальной природы человека, его отношения к окружающей действительности.

В настоящее время проблема информационной культуры все чаще становится предметом обсуждения не только в научной, но и в философской литературе, что несомненно свидетельствует об ее актуальности. Понятие «информационная культура» появилось в середине ХХ века в связи с такими понятиями, как «информационный взрыв», «информационное общество» и «информационная цивилизация».

В условиях лавинообразного нарастания информационных потоков остро встала проблема поиска эффективных способов и средств доведения релевантной информации до потребителя. Совокупный спрос сдвигается в сторону информационных потребностей. В США за 1980-1992 гг. доля расходов на информацию возросла в совокупном потребительском спросе с 9,9% до 12,5%, а на продукты питания уменьшилась с 19,9% до 16,6%. Совокупное предложение имеет тенденцию к увеличению производства информационных товаров и услуг. Появляются новые продукты и услуги. В результате создание, распространение, обновление и применение информации происходит опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов). В 1994 году мировое производство промышленных товаров возросло на 3,5%, а мировое производство информационных товаров и услуг увеличилось на 20% 1 .

Как мы видим, сама общественная практика диктует необходимость повышения уровня знаний, способностей, умений, связанных с производством, переработкой, хранением, передачей и потреблением информации. В этом контексте и возникает проблема формирования информационной культуры. Овладение информационной культурой становится жизненно важным для человека и общества делом. Если человек в периоды традиционных форм общения в основном зависел от собственной накопленной информации, то сейчас доминирует зависимость от информации, приобретенной и сохраняющейся в информационной среде, а ее эффективное использование невозможно без информационной культуры. «Поэтому совершенно неверен лозунг: дайте верную информацию в нужном количестве и в подходящее время с приемлемыми издержками, и я переверну мир» 2 . Необходима еще индивидуальная и коллективная способность правильно оценить информацию и быстро извлечь имплицитно содержащиеся в ней следствия относительно ближайшего и более далекого будущего, т.е. нужен еще определенный уровень развития информационной культуры.

Другой аспект проблемы информационной культуры связан с развитием процесса информатизации общества. Развертывание и углубление этого процесса приводит к интенсификации и ускорению темпов социальной жизни. Возможно, что самой важной чертой информатизируемого общества является не оперирование огромными массивами информации при помощи новейших информационных технологий, а «убыстрение темпов экономической, социальной, политической и культурной эволюции» 3 . В этих условиях человек постоянно сталкивается с чем-то новым и неожиданным. Исчезают прежние и появляются новые профессии, изменяется институциональная структура социальных систем. Все это вызывает необходимость согласования деятельности людей, живущих не только в данной стране, но и в разных странах и на разных континентах. Но такое согласование осуществимо только на основе взаимопонимания, на базе «понимающей» коммуникации, возможной лишь при наличии высокой информационной культуры, которая является необходимым элементом общего процесса плодотворного, производительного существования, т.е. культуры как таковой. На фоне отношения человека к информации, ее оценки, отбора в целях практического применения, организации и согласования совместной деятельности людей возникает проблема информационной культуры. Как мы видим, появление этого понятия является закономерным, поскольку обусловлено самим ходом социально-исторического процесса.

Теперь вернемся к вопросу о допустимости/недопустимости отождествления информационной культуры с культурой вообще. Изложенное, на наш взгляд, позволяет заключить, что такое отождествление неправомерно. Содержание общего понятия культуры значительно богаче содержания понятия «информационная культура». Культура как таковая многоаспектна и полифункциональна: кроме информационной и коммуникативной функций, она выполняет целый ряд других функций. «Как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил человека, воспроизводства и обновления человеческого бытия культура пронизывает собой все области человеческой деятельности» 1 .

Одна из генеральных целей культуры состоит в том, чтобы обеспечить человеку возможность воспринимать и преобразовывать окружающий мир и самого себя, она формирует и реализует сущностные силы человека, тогда как информационная культура служит условием, обеспечивающим это восприятие, предпосылкой для распредмечивания всего богатства материальной и духовной культуры общества и личности. Информационная культура - необходимая и важная часть общей культуры, но все же только часть, поэтому первая несет в себе лишь некоторые характеристики второй. Обусловленность информационной культуры целым, т.е. культурой как таковой, проявляется в том, например, что, если человеку в недавнем прошлом для выполнения своих профессиональных и других социальных обязанностей достаточно было сведений, полученных в школе, то сегодня возникает необходимость непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Несомненно, что отождествление рассматриваемых понятий ведет к неоправданному сужению содержания категории «культура», а тем самым, к ограничению ее познавательного потенциала.

Характеризуя отличие информационной культуры от культуры как таковой и ее различных модификаций, необходимо учитывать следующее обстоятельство. Человек живет помимо природного мира и мира производимых им вещей еще и в мире символов, который он постоянно творит и обновляет. Символический мир составляет важный аспект культуры как плодотворного, производительного существования в его тотальности. Но если для категории культуры “вселенная” символов лишь один из ее многочисленных аспектов, то для понятия информационной культуры символическая сфера составляет его основное содержание. Человек - это существо, живущее в знаково-символическом мире, творящее этот мир и его ассимилирующее. Способом творения и ассимиляции этого мира и выступает информационная культура, которая необходима для того, чтобы учить искусству интерпретации, искусству понимания другой индивидуальности, другой культуры и истории.

Человек мыслит в разнообразных символических системах - лингвистической, образной, математической, музыкальной, ритуальной. Без них у человека не было бы ни искусства, ни науки, ни философии, ни религии, ни права. Символы необходимы, но они могут быть пагубны если им приписывать бóльшую реальность, чем та, которую они обозначают. Если в науке ученые научились через символику понимать силы природы и управлять ими, то в политике манипулирование символами приводило к глубоким социальным катаклизмам. В науке символы тщательно отбирались, анализировались и видоизменялись, чтобы соответствовать научным фактам. В политике символы никогда не подвергались глубокому анализу и лишь конъюнктурно согласовывались с новыми фактами истории. Опаснее всего то, что неудачно выбранным символам в политике придается незаслуженно высокий статус, будто они наделены большей реальностью, чем обозначаемая ими реальность. Реалистическое употребление символов в сфере политики становится в современном мире одной из чрезвычайно важных научно-практических задач. От ее разумного решения сегодня во многом зависит само существование человека, культуры 1 . Этим фактором определяется растущая социальная значимость информационной культуры, что определяет необходимость и актуальность ее изучения на уровне социальной философии.

Решение вопроса о соотношении понятий «культура» и «информационная культура» предполагает выявление специфических функций информационной культуры. Необходимость функционального описания информационной культуры определяется тем, что на этой основе «формируется взгляд на нее не как на «придаток» к экономике, сферу раз­влечений или чисто духовных занятий, а как на работающий, полный жизни организм, призванный обслуживать потребности общества» 1 . Вы­членение и раскрытие содержания основных функций дает возможность более конкретной и многоаспектной оценки информационно-культурных феноменов и информационной деятельности в целом.

Системность информационной культуры обусловливает системность ее функций. Вопрос о классификации функций не только информационной культуры, но и культуры вообще является одним из наименее разработан­ных в отечественной культурологии и философии. Дело в том, что иссле­дователи сталкиваются с достаточно сложной методологической пробле­мой выбора и обоснования принципа, критерия классификации. В литера­туре высказано немало содержательных суждений по этому вопросу. В ка­честве классификационной основы чаще всего называются принцип до­минанты, позволяющий выделить ведущую функцию и, соответственно, классифицировать все другие функции, субъект (носитель) культуры, дея­тельность, потребность и т.д.

С нашей точки зрения, полагание потребностей в качестве структуро­образующего принципа является достаточно обоснованным, поскольку каждая из функций информационной культуры направлена на реализацию, удовлетворение какой-либо потребности общества и личности. Исходя из принципа взаимосвязи потребностей и культуры Э.В.Соколов выделяет ее преобразовательную, коммуникативную, согнификативную, информаци­онную, нормативную, защитно-адаптивную функции, а также функцию психологической разрядки. Производными от них являются функции «гоминизации», социализации, инкультуризации и индивидуализации 2 .

В культурологической литературе упоминаются также номинативная, ценностная, ориентирующая, целеполагающая и гармонизирующая функ­ции, что свидетельствует о полифункциональном характере культуры во­обще и информационной культуры в частности. Принимая в целом пред­ложенную Э.В.Соколовым структуру функций, следует сделать одно су­щественное уточнение. С нашей точки зрения, основными, исходными для информационной культуры являются отражательная (познавательная), коммуникативная, информационная и регулятивная функции. Их разви­тие и взаимодействие порождают все другие функции, соответствующие определенным личным и общественным потребностям, которые при всех условиях должны удовлетворяться.

Познавательная функция информационной культуры формиру­ется и развивается на основе взаимодействия отражательного и информа­ционного процессов и выступает как умение и способность познавать лю­дей, объективировать ситуацию, прогнозировать поведение, выбирать роль, адекватно воспринимать и передавать вербальную и эмоциональную информацию. Особое значение познавательная функция информационной культуры имеет в сфере науки. Здесь она находит свое выражение в скла­дывающемся образе действительности под углом зрения перспективных требований субъекта к производству, преобразованию, передаче и воспри­ятию информации, необходимой для разработки и осуществления исследо­вательских целей и программ, а также для разрешения научных проблем. Без определенного уровня информационной культуры невозможно разви­тие способности к теоретическому мышлению, предполагающему умение и навыки оперирования понятиями, категориями и другими знаковыми системами, применяемыми в науке.

Таким образом, познавательная функция внутренне присуща информационной культуре, которая представляет собой определенный способ отражения мира с помощью различных знаковых систем и потому выступает необходимым компонентом познавательного процесса.

Коммуникативная функция информационной культуры обусловлена социальностью человека, который не может существовать вне обмена информацией с другими людьми. Только в общении происходит прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей личности. Свое выражение коммуникативная функция информационной культуры находит в сформировавшихся нормах, эталонах, стереотипах общения, с помощью которых каждый индивид выбирает определенную форму взаимодействия с другим индивидом или группой таковых в специфических социальных, национальных, половозрастных и стартовых условиях. Совокупность норм и стандартов образует культурно-историческую среду, задающую способы формирования личных, групповых и массовых отношений в социальной системе. Мера овладения способами общения служит одним из важнейших индикаторов уровня развития общей культуры человека.

Реализация коммуникативной функции информационной культуры связана с прогрессом информационной техники, который состоит в возрастании ее мощности, скорости и дальнодействия, а также в вовлечении в коммуникацию все больших масс людей. Но особенно большое значение эта функция имеет во внутренней стороне коммуникации, где она проявляется как необходимое условие взаимопонимания, сочувствия, сопереживания. «Все умеют говорить, убеждать или внушать, - подчеркивает Е.Г.Злобина, - но лишь немногие добиваются эффекта понимания» 1 . Достижение понимания и эмпатии свидетельствует об эффективности коммуникативной функции информационной культуры, значение которой стремительно возрастает в связи с происходящими революционными преобразованиями в информационной индустрии. «Будущее общество, - замечает по этому поводу Э.В.Соколов, - теснейшим образом связано с развитием технических средств массовой (и индивидуальной - В.У.) коммуникации. Всемирная система телевидения, персональное радио, компьютеризация, создание международного языка-посредника приведут к таким изменениям, которые трудно предвидеть» 2 .

Теснейшая связь существует между коммуникативной и информационной функциями рассматриваемого типа культуры. Мы уже отмечали, что сердцевину коммуникации составляет информационный обмен, информационное взаимодействие субъектов. Само потребление информации есть общение. Человек способен обмениваться с другим человеком мыслями и чувствами, только лишь облекая их в форму знаков, звуков, письменного текста. «Для того, чтобы сделать содержание одного сознания доступным другому, используются различные системы знаков: естественный язык, различные коды и шифры, образы искусства, научные и философские теории. Мимика телодвижения, интонация речи также способны играть важную роль в передаче и восприятии информации, в достижении взаимопонимания» 3 .

Сущность информационной функции заключается в создании знаковой «копии» действительности, отображении целостной, осмысленной и общезначимой картины мира посредством той или иной знаковой системы, важнейшей их которых является язык. Поэтому для того чтобы понять поведение людей иной культуры, необходимо прежде всего изучить их язык, который выступает в качестве основного носителя значений и смыслов.

Информационная культура является необходимым условием передачи и приема информации в синхронном и диахронном взаимодействии субъектов. Она способствует оптимизации всего информационно-деятельностного процесса и получению информации более высокого качества. В настоящее время уже никто не оспаривает того факта, что от способов производства, хранения, преобразования, передачи и потребления информации зависят скорость и направленность социальных процессов. В век компьютерной революции информационная функция данной культуры становится приоритетной, поскольку ее реализация непосредственно влияет на ускорение социального прогресса.

Неразрывное единство информации и управления обусловливает наличие у информационной культуры регулятивной функции. Любая социальная система нуждается в регулировании поведения и деятельности субъектов, поддерживании равновесия с окружающей средой, координации усилий. На основе информационной культуры осуществляется формирование сложной системы норм, правил, традиций и ритуалов, призванных регулировать все общественные отношения. В определенной степени регулятивную функцию выполняют ценности, которыми обладает субъект, поскольку они очерчивают «поле» его деятельности. Но ценности не указывают на те средства, с помощью которых субъект может достичь цели. Именно нормы и правила определяют выбор субъектом средств и «рамки», в которых он может действовать.

Сущность регулятивной функции информационной культуры заключается в разработке цели и программы деятельности, где цель выступает главным звеном регуляции. Регуляция деятельности субъектов возможна лишь при их активном участии в информационном взаимодействии. Воспринимая информацию, субъект получает представление о состоянии деятельностного процесса, о совпадении или несовпадении его цели и результата и вносит коррективы. На социальную систему оказывают влияние энтропийные факторы. Поэтому для поддержания ее динамической устойчивости субъекты должны постоянно обмениваться информацией, что является непременным условием противодействия тенденции нарастания неопределенности. Отсюда следует, что регулятивная функция информационной культуры представляет собой функциональное требование социальной системы. Ослабление этой функции означает разрушение системы.

Посредством регулятивной функции субъекты осуществляют поиск, обмен и восприятие информации и затем используют ее для устранения или нейтрализации негативных последствий действия «возмущающих» факторов. Данное обстоятельство выдвигает требование усвоения каждым членом общества нормативно-регулятивного аспекта информационной культуры.

Важной функцией информационной культуры является изменение культурных парадигм инокультурных групп, взаимодействующих друг с другом на постоянной основе. В американской культурной антропологии этот процесс получил название «аккультурация». В условиях учащающихся контактов между людьми, принадлежащими к разным культурам, изучение аккультурационной функции информационной культуры приобретает важное практическое значение.

Но особенно существенна диалогосозидающая функция информационной культуры. Выводы культурантропологии стимулировали философское осмысление диалога как фундаментального основания культуры. Диалог рассматривается не только как субстанциальная характеристика культуры, но и как методологический принцип ее исследования. По мнению М.М.Бахтина, “субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим” 1 . Но диалог на всех его уровнях (личностном - “Я” - “Я”, межличностном - “Я” - “Ты”, межгрупповом - “Мы” - “Мы”) в качестве своего основания предполагает определенный уровень развития информационной культуры.

Известно, какую важную роль играют в формировании информационного пространства современные средства массовой информации (СМИ). Но деятельность СМИ приводит и к негативным социокультурным последствиям, одним из которых является “хаотизация”, фрагментаризация социокультурной среды. Коллажность последней в результате действия СМИ была подмечена еще В.Виндельбандом, который писал: “Это целое (культура - В.У.) уже не существует больше как актуальное единство. Расщепленное на отдельные слои, различающиеся между собой по образованию и профессии, оно в лучшем случае представляет собою лишь непрерывную связь функциональных зависимостей, благодаря постоянному и частому взаимному соприкосновению этих разнородных слоев” 2 . Информационная культура выступает как необходимый способ освоения “мозаичного” информационного пространства, ориентации в нем человека.

Термин “информационная культура” впервые был введён в науку российским учёным Г.Г.Воробьёвым. В его трактовке информационная культура предстаёт как “умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными” 3 . Г.Г.Воробьёв подчёркивает, что информационная культура теснейшим образом связана с системой управления, в которой управленческий работник имеет дело с людьми, документами и информационной техникой. Знание всех компонентов информационного процесса и умение эффективно использовать информационный подход составляет, по мнению данного автора, суть информационной культуры, которая начинается с азбуки информации, т.е. формирования навыков информационной работы 1 . Такой же позиции придерживается В.П.Рачков, считающий, что информационная культура представляет собой освоение информационно-технологических знаний, адаптацию к информационной сфере, создание психологической предрасположенности к информационным процессам, открытость всему, что принадлежит информационной деятельности 2 . Автор подчёркивает, что об информационной культуре стали говорить после триумфального шествия персональных компьютеров. Поэтому её важнейшей чертой является эффективное использование информационной техники, открывающей широкий доступ к информации и ведущей к новому уровню межличностной, групповой и массовой коммуникации, делающей отношения между людьми прозрачными. “Такая культура не может оставаться закрытой в рамках региона, территории. Эта культура может быть только глобальной, универсальной, формирующей новый тип мышления. Информационная культура... есть результат взаимодействия между людьми и аппаратом, информационно-техническим средством. Эти взаимодействия позволяют индивиду осваивать проблемы коммуникации, которые предполагают передачу и согласованную обработку информации” 3 .

Нельзя не согласиться, что в трактовках, которые даны Г.Г.Воробьёвым и В.П.Рачковым, отражён ряд важных признаков информационной культуры, например, её универсальный и глобальный характер. Однако мы всё же должны отметить недостаточность такого её понимания, поскольку сущность этого феномена в данном случае сводится к совокупности знаний об информационных процессах и прежде всего к знаниям в области информационной техники и технологии.

Иной позиции придерживается Н.П.Ващекин, считающий, что “информационная культура предполагает определённый уровень процесса создания, хранения, передачи, сбора, переработки социальной информации. Вместе с тем, она требует такой деятельности, которая была бы направлена на создание наиболее благоприятных условий для освоения информации” 4 . К ним, по мнению Н.П.Ващекина, относятся следующие: организация наиболее рационального обмена информацией; оптимизация всех видов информационного общения; быстрое обеспечение потребителей необходимыми сведениями. Для повышения эффективности информационной деятельности большое значение имеет формирование у каждого специалиста, учёного внутренней потребности в высокой информационной культуре 1 .

Преимущество данного понимания информационной культуры в том, что оно не ограничивается суммой знаний об информационных процессах, а представляет её как характеристику информационной деятельности, хотя деятельностный подход применяется здесь недостаточно последовательно.

Плодотворным, с точки зрения выявления сущности информационной культуры, является подход, при котором она рассматривается через призму технологической деятельности людей. Такой анализ был проведен канадским ученым Маклюэном, который, однако, абсолютизировал роль информационной технологии, считая, что современные средства коммуникации являются единственной панацеей от всех социальных неурядиц. Поскольку существует достаточно большое количество работ, где проводится критический анализ его взглядов, то мы не будем останавливаться на этом вопросе.

Первый человек, оставляя метки на камнях и деревьях, впервые “открыл” для себя технологию передачи информации. Наскальные изображения, оставленные нашими предками, несомненно выполняли информационную функцию. “Помимо хорошо известного факта высокого уровня развития изобразительной деятельности в палеолите имеются этнографические материалы, демонстрирующие непосредственное использование изобразительных средств в повседневном общении” 2 . Благодаря информационной функции изображений формировался символический язык, готовилась почва для будущей письменности. Наскальные рисунки, глиняные таблички и т.п. послужили истоком начальных форм письменности и всем “графиям” - металлографии, ксилографии, литографии, а живопись с помощью минеральных красителей - письму на пергаменте, папирусе, бумаге, технологиям нанесения пленок. Соединившись вместе они дали начало книгопечатанию, технологию которого впервые разработал И.Гутенберг.

Технология книгопечатания возникла в результате слияния двух первичных линий: технологии записи информации с помощью красителей и путем формирования на этом носителе рельефного текста или изображения. Книгопечатание появилось как реакция общества на необходимость разработки более эффективных средств хранения и передачи информации. Если первый в истории человечества информационный кризис привел к возникновению живописной символики, а второй - к возникновению письменности, то третий - к появлению технологии размножения текстовой и изобразительной информации. Именно здесь берут начало современная технология печатного дела, проекционная оптика и фотохимия, технология гравирования, фотография и фотолитография. На этом технологическом пути развития общества происходит соединение и взаимопроникновение различных направлений науки и технологии. Их синтез создал предпосылки к появлению оптических приборов. Все эти достижения подготовили почву для новой информационно-технологической революции, ознаменованной созданием на базе микроэлектроники компьютерной техники и технологии.

Таким образом, можно утверждать, что информационная технология является неотъемлемой частью плодотворного производительного существования, а эффект ее использования в информационной деятельности является важной характеристикой и аспектом информационной культуры. Информационная культура способствует процессу познания и опредмечивает культуросозидающую деятельность людей. С помощью информационной культуры человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность, овладевает всеми богатствами, которые выработало человечество. Она выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия. В современных условиях резко расширяется ее коммуникативная функция, что обусловлено необходимостью интеграции общечеловеческого духовного опыта. Накопленные в ходе развития общества знания приобретают характер самостоятельного вида ресурсов - информационных ресурсов, призванных обеспечивать экономию и повышать эффективность использования практически всех других общественных ресурсов.

Огромная социальная значимость информационной культуры заключается в том, что она является необходимым условием перехода человечества к новому типу цивилизационного развития, где основным, приоритетным становится именно информационный ресурс.

Анализ существующих в литературе точек зрения на понимание информационной культуры, рассмотрение ее места и роли в системе культуры и общества в целом, позволяет дать следующее ее определение. Информационная культура представляет собой исторический тип производительного существования человека и общества в знаково-символическом, информационном мире. Ее важнейшими характеристиками являются следующие: степень овладения людьми с помощью информационной техники социальной информацией; совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распространения и потребления релевантной информации. Важными компонентами информационной культуры являются развитые информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и навыки работы с информацией при помощи современной информационно-коммуникативной техники и технологии на всех стадиях информационно-деятельностного процесса.