Рабочая программа кружка юный программист паскаль abc. Рабочая программа кружка по программированию


Ершова Светлана Викторовна
учитель информатики
I квалификационной категории
в СОШ №924
г.Москва
e-mail:

Программа кружка
«Программирование и графика»

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной жизни.

Известно, что любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Причина кроется в особенностях человеческой психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течении всей жизни образами и распознаются намного выше, чем при анализе информации, поступающей, например, по слуховому каналу. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рада неуклонно растет. Следовательно, требуются и средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно использовать эти средства.

Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.

Цели и задачи программы

Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения предпрофессиональной подготовки с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов современного дизайна.

    формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;

    формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;

    формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;

    формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;

    формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;

    формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Тематическое планирование:

Тема занятий

Кол-во часов

Программирование

Организационное занятие. Техника безопасности

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования

Программные библиотеки. Машинный код

Шестнадцатеричный код. Языки программирования

Языки компилируемые и интерпретируемые

Константы. Переменные. Данные. Оператор

Оператор присваивания. Арифметические операции

Строковые переменные. Операции со строками

Вывод результатов на экран или иное устройство вывода

Ввод данных. Логические выражения и операции

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

Практическая работа: Оператор альтернативы

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

Практическая работа: Общий оператор цикла

Массивы. Использование циклов в массивах

Правило вложенных операторов. Схемы

Представление программ в виде схем

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

Решение задач по программированию. Зачетное занятие

Графика

Элементы окна Adobe Photoshop CS. Отображение палитр. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра изображения

Изменение размеров изображения и его разрешение. Форматы сохранения изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр

Цветовые модели, используемые в Photoshop. Работа с цветовыми моделями. Подготовка изображения к печати

Работа с индексированными цветами

Изменение цветового разрешения с помощь индексированных цветов

Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение размеров изображения

Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений. Выбор цвета

Изменение пространственного расположения изображений

Коррекция изображений. Увеличение яркости и контраста изображений

Использование гистограмм для коррекции изображений

Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости

Коррекция цвета в изображении. Коррекция тонового диапазона изображений и цвета в изображении

Выделение областей. Рисование при помощи выделений. Изменение размера выделенной области. Практическая работа: «Создание изображений с помощью инструментов выделения»

Практическая работа: «Создание изображения Андреевского флага»

Установка начала отсчета линеек. Прозрачные участки изображения. Отмена нескольких действий. Изменение положения выделения. Практическая работа: «Создание изображения светофора. Создание изображения человеческого лица»

Размытие края выделенной области. Практическая работа: «Вставка изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием»

Дополнительные возможности инструментов выделения. Практическая работа: «Создание флагов Германии, Норвегии, Литвы»

Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и заливку в режиме наложения. Изменение цвета и фона изображения

Работа со слоями Основные действия. Переименование слоя. Выполнение действий. Фоновый слой. Инструменты рисования и заливки

Создание художественного текста с обводкой. Практическая работа: «Подготовить объявление о пропаже щенка»

Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение размеров холста

Практическая работа: «Подготовить изображение с текстом, внутри которого находится фотография»

Практическая работа: «Подготовить плакат из исходных изображений»

Трансформации. Выравнивание здания на фотографии

Практическая работа: «Создание изображения на поверхности» «Создание отражения в зеркалах»

Практическая работа: «Построение композиций из исходных изображений». Построить отражение в воде и поместить в рамку

Фильтры. Применение фильтров к изображениям. Практическая работа: «Создать неоновую вывеску для дискотеки»

Практическая работа: «Создать вывеску для продажи мороженого. Создать афишу для циркового представления»

Практическая работа: «Создать эффект зажженной лампы. Создать выпуклые буквы»

Практическая работа: «Расставить предметы в витрине магазина»

Каналы и маски. Практическая работа: «Создать изображение замерзшей реки с использованием маски»

Практическая работа: «Поместить новых посетителей на выставку цветов»

Практическая работа: «Создание неоновой вывески. Создание плаката для автогонок»

Практическая работа: «Откорректировать фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на фотографии»

Практическая работа: «Раскрасить черно-белую фотографию, используя режимы наложения пикселей»

Практическая работа: «Изменить цвета на фотографии. Превратить фотографию в акварель»

Действия и макрокоманды. Практическая работа: «Раскрасить домик»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд «состарить» фотографию»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд создать эффект дождя»

Практическая работа: «При помощи макрокоманд добавить к фотографии тень и различные рамки»

Резерв времени

Дата публикации: 2016-10-18

Краткое описание: ...

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ "ПОДМОСКОВНЫЙ »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка « ПРОГРАММИРОВАНИЕ »

11 класс

основное общее образование

(Федеральный компонент государственного

стандарта общего образования)

БУП-2004

Составитель : Недвига С.И,

учитель информатики

    2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

    Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

    Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);

    Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

    Основной образовательной программы основного общего образования ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Положения о рабочей программе педагога ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Учебного плана ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный» на 2016-2017 учебный год;

Федерального перечня учебников

Курс рассчитан на изучение в 11 классах лицея-интерната "Подмосковный". Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Настоящий календарно-тематический план составлен для 11 класса по программе зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования к.п.н. Н.Д.Угриновича, адаптированной для лицея-интерната «Подмосковный» в соответствии с учебником «Информатика и информационные технологии: Учебник для 11 классов /Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Современному специалисту темы крайне необходимо иметь навыки алгоритмизации, а зачастую, и программирования. Поэтому рассмотрение данной темы возможно на учебном курсе «Программирование на языке Турбо Паскаль». Следует также отметить, что Всероссийские олимпиады для школьников по информатике и тесты Единого государственного экзамена содержат задания на программирование. Таким образом, введение дополнительного 1 ч в неделю на изучение основ алгоритмизации и программирования на языке Турбо Паскаль является необходимым и достаточным условием для реализации задачи обучения и воспитания нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Кроме того, изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна их приоритетных задач современной школы.

Цели и задачи курса

    Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

    Формирование алгоритмической культуры.

    Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

    Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

    Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

    Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

    Развитие алгоритмического мышления учащихся.

    Формирование навыков грамотной разработки программ.

    Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

В результате изучения основ программирования учащиеся должны

знать

    Структуру программы на языке Паскаль

    Понятие величины

    Математические функции и операции языка

    Типы данных

    Операторы и их синтаксис

    Правила написания процедур и функций на языке Паскаль; их различия

    Понятие одномерного и двумерного массива

    Алгоритмы поиска и сортировки

Записывать математические выражения на языке Паскаль

Описывать словесно работу операторов

Разрабатывать программы, требующие вложения одного и более операторов

Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах.

Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям.

Описывать, заполнять и выводить массивы

Обрабатывать массивы

    Алгоритм и его формальные исполнители

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Алгоритм и формализация. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей.

Компьютерный практикум

    Линейный алгоритм.

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. .

Компьютерный практикум

    Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор»

Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.

Компьютерный практикум

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы

    Turbo Pascal

Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций. Почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня. Каковы правила описания процедур в Паскале. Как строится вызов процедур. В чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными. В чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями, и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие. В чем отличия между процедурами и функциями. Область действия описаний в процедурах. В чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале. Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах. Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям

    Структура программы. Основные операторы

Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль. Синтаксис операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации, требующие вложения одного и более основных операторов.

    Логические выражения и отношения

Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.

Как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл». Какими свойствами обладают данные указанных типов. Какие операции возможны над величинами указанных типов. При решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур. Пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив записей» и т.д.). Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве. Распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей

    Типы данных

Назначение перечислимого и интервального типов данных. Какие ограничения связаны с этими типами. Примеры программ, использующих эти типы. Создавать перечислимые типы. Описывать переменные перечислимого типа. Разрабатывать программы, содержащие величины перечислимого типа. Строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа.

Требования к знаниям и умениям:

В результате освоения курса учащиеся

должны знать/ понимать :

    сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;

    основные типы данных и операторы (процедуры) языка программирования Турбо Паскаль;

    назначение процедур и функций, их различие;

    принципы работы с текстовыми файлами;

    способы задания элементов массивов;

    методы сортировки массивов и поиска элементов в массиве;

    принципы работы со строками, записями, множествами;

должны уметь:

    разрабатывать и записывать на языке Турбо Паскаль типовые алгоритмы;

    разрабатывать сложные алгоритмы методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);

    использовать текстовые файлы;

    сортировать одномерные массивы и искать элементы заданного свойства;

разрабатывать алгоритмы на обработку строк, записей, множеств .

Количество часов на курс : 11 класс – 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Объем дисциплины и виды учебной работы

В том числе по полугодиям

Общая трудоемкость работы, в том числе:

Тематический план дисциплины

Уроки контроля

Основы алгоритмизации

Основы программирования на языке Turbo Pascal

ИТОГО по ИТ

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет: программирование

Класс: 11

Учитель: Недвига С.И.

Глава, параграф, страницы

Виды деятельности

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

Техника безопасности. Алгоритм и его формальные исполнители.

Линейный алгоритм.

Беседа. Работ в тетрадях

Алгоритмическая структура «ветвление»

Беседа. Работа у доски

Алгоритмическая структура «выбор»

Беседа. Работа с учебником

Алгоритмическая структура «цикл»

Базовые понятия языка программирования Turbo Pascal

Устный опрос, работа с учебником

Типы данных

Работа у доски, выдвижение гипотез с их последующей проверкой

Структура программы

Фронтальная работа с классом

Ввод данных

Вывод данных

Практическая работа на компьютере

Операторы присваивания

Беседа

Арифметические выражения

Беседа. Фронтальный опрос

Арифметические операции.

Операторы DIV MOD .

Работа в тетради

Арифметические процедуры и функции.

Типы в арифметических выражениях

Практическая работа на компьютере

Функции TRUNC и ROUND .

Преобразование типов. Переполнение.

Практическая работа на компьютере

Возведение в степень.

Полезные формулы.

Беседа, работа в тетради

Безусловный переход. Оператор GOTO.

Практическая работа на компьютере

Оператор вызова процедуры Пустой оператор. Составной оператор.

Работа у доски.

Логические выражения и отношения. Приоритет операций

Беседа.

Условный оператор IF .

Практическая работа на компьютере

Оператор CASE

Практическая работа на компьютере

Оператор REPEAT

Практическая работа на компьютере

Оператор WHILE

Практическая работа на компьютере

Оператор FOR .

Вложенные циклы.

Беседа. Работа у доски

Описание и использование массивов

Заполнение массива данными

Практическая работа на компьютере

Вывод массива

Действия с одномерными и двумерными массивами.

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Перестановка элементов в массиве

Работа в тетради, у доски

Сортировка массива

Практическая работа на компьютере

Типы данных CHAR и STRING

Практическая работа на компьютере

Операции сцепления

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Операции отношения

Практическая работа на компьютере

Контрольная работа

Контроль знаний

Итоговое занятие

Подведение итогов

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Аппаратные средства

    Компьютер

    Проектор

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; web -камера; диктофон, микрофон.

Программные средства

    Операционная система.

    Пакет офисных приложений.

    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

    Антивирусная программа.

    Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

    Простая система управления базами данных.

    Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

    Система программирования.

    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

    Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

    Язык программирования Турбо Паскаль 7.0.

Пример программы на языке Паскаль.

Нахождение корней квадратного уравнения

Var A, B, C, D, X1, X2: Real;

Begin

Writeln ("Введите коэффициенты квадратного уравнения: a,b,c");

Readln (A,B,C);

D:=B*B-4*A*C;

If D<0 Then Writeln (" Корней нет ! ")

Else

Begin

X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

Writeln ("X1=", X1:8:3, " X2=",X2:8:3)

End;

End.

Список литературы:

    «Информатика: Учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014.

    Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2012

    «Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова, М.Плаксин и др. под редакцией И.Семакина, Е.Хеннера. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.

    «Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н.Д.Угринович. – М; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    «Системы счисления и компьютерная арифметика» Андреева Е., Фалина И. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013.

    Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011.

«Программирование. Решаем задачи повышенной сложности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программирование – это раздел информатики, задачей которого является процесс разработки программы на определенном языке программирования. Это и самый сложный раздел предмета. Известно также, что олимпиады по информатике проводится по разделу «Программирование». У некоторых учащихся в каждой параллели имеется потребность изучения программирования на более глубоком уровне. Организация кружка даёт возможность в системе дополнительного образования предоставить учащимся условия для обучения программированию с учетом их интересов, склонностей и способностей, способствует удовлетворению познавательных интересов, для учащихся старших классов выполняет задачу профессиональной ориентации. При этом существенно расширяются и возможности выстраивания каждым учеником, посещающим кружок, индивидуальной образовательной траектории.

Цели и задачи программы:

1. Формирование у учащихся структурного стиля мышления.

2. Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию.

3. Формирование навыков и опыта решения олимпиадных задач.

4. Возможность реализовать свои творческие способности.

5. Формирование интереса к профессиям, связанным с программированием

2 группы: учащиеся 6 – 8 классов – младшая группа,

35 уч. часов, (1 час/нед.) – младшая группа вторник 15-15 – 16-00 час.

35 уч. часов, (1 час/нед.) – старшая группа понедельник 16-10 – 16-55 час.

Тематическое планирование

Младшая группа:

Кол-во часов

Введение в программирование. Программа, как способ записи алгоритма

Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса. Операторы и команды

Константы. Переменные. Данные.

Оператор присваивания. Арифметические операции. Вывод результатов на экран

Формат результата. Оценка результата

Ввод данных. Порядок выполнения в программах

Практикум.Задачи линейного алгоритма

Условный оператор If-Then-Else

Оператор альтернативы

Логические выражения в условии

Практикум. Задачи разветвляющегося алгоритма

Циклы с пред - и пост-условием

Практикум. Задачи циклического алгоритма

Массивы. Понятие. Одномерный массив

Практикум. Решение задач по программированию

Зачетное занятие

Планируемый результат: выполнение итоговой практической работы (2-3 задачи повышенного уровня сложности). Отчет

Старшая группа:

Тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Организационное занятие. Техника безопасности

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса

Языки компилируемые и интерпретируемые. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ

Синтаксис и семантика. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках

Данные. Типы данных. Формат результата. Оценка результата

Константы. Переменные. Данные. Оператор присваивания. Ввод данных.

Арифметические операции Вывод результатов

Практикум. Использование среды Turbo Pascal и CodeBlocks

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

Оператор альтернативы

Логические выражения и операции

Организация программ разветвляющейся структуры

Практикум. Задачи. Программирование алгоритмов с ветвлением

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

Практическая работа: Общий оператор цикла

Массивы. Использование циклов в массивах

Правило вложенных операторов. Схемы Представление программ в виде схем

Практикум. Задачи. Программирование циклических алгоритмов

Строковые переменные. Операции со строками

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

Практикум. Решение задач

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

Практикум. Решение задач по программированию.

Зачетное занятие

Планируемый результат: выполнение итоговой практической работы(2-3 задачи повышенного уровня сложности). Отчет.

Используемые методы обучения:

проблемное изложение, исследовательский метод,

эвристический метод с иллюстрированием и практической реализацией в среде программирования.

По окончании курса учащиеся должны:

знать:

1. правила представления данных на языке программирования;

2. правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления цикла;

3. правила записи программы;

4. содержание этапов разработки программы: алгоритмизация-кодирование-отладка-тестирование;

уметь:

1. составлять программы решения вычислительных задач;

2. программировать простой диалог;

Рабочая образовательная программа для кружков и внеурочной деятельности по информатике и программированию Основы программирования и компьютерного моделирования Задача данной образовательной программы познакомить учащихся с основами и компьютерным моделированием. Язык Си++ выбран за основу изучения так, как его синтаксис используется при , является базисом для многих других современных языков программирования В разделе рассмотрены основные методы и модели: приближенное решение уравнений, регрессии, метод наименьших квадратов, численное решение дифференциальных уравнений, клеточные автоматы, генетические алгоритмы, линейное программирование. В программе предусмотрена тема, посвященная созданию дружественного графического интерфейса GUI. В ходе освоения данной программы учащиеся реализуют мини проекты, закрепляя полученные знания самостоятельной практической работой. Мини проекты могут быть использованы в качестве основы для проектной деятельности для участия в научных конференциях учащихся. Для освоения данной образовательной программы по программированию и компьютерному моделированию необходимо углубленное изучение определённых разделов математики, физики и прочих предметов. Необходимые знания указаны в столбце “Необходимые знания”.Занятие в группах не более 10 человек. Оптимально 6-8 человек. Занятия проводятся в компьютерном классе.

Название темы

Кол-во часов

Теоретическиезнания

Практическиезадания

Необходимые математические и прочие знания

Линейные алгоритмы Переменные.

Знакомство с структурой программы на Cи . Переменные , типы данных. Вод данных и вывод на экран. Задание случайных величин.

Задачи.

1.Решение квадратного уравнения

Знакомство с логическимивыражениями. Операторами if и case .

Знакомство с циклами for , while , Вложенные циклы.

Задачи

1 Вложенный цикл. Расчет площади круга.

Знакомство с одномерными и многомерными массивами. Основные операции ввода вывода массивов. Сортировка поиск наименьшего и наибольших значений, операции с массивами.

Задачи

3.Переводдесятичного массива в бинарный и наоборот.

4.Обмен элементами между массивами (одного элемента, куска массива)

Мини проекты

7.Реализовать игруLife .

9.Моделирование поведения толпы с помощью теории клеточных автоматов

Понятие матрицы. Понятие суммы. Суммирование по нескольким индексам.

Определениесобственныхфункций и процедур. Понятие локальных переменных. Основы процедурного программирования.

Задачи

1.Передача в функцию массива. И расчет значения функции по элементам массива

Основные операторы для графики.Простейшаяанимация.

2.Построение графиков функций.

Мини проекты

3.Рисованиепо заданным параметрам различных фигур.

4 Рисование трехмерных фигур и точек на них по заданным координатам

Свойства трехмерных фигур. Координаты точек в пространстве. Уравнение прямой в пространстве и плоскости. Понятие вектора.

Функции записи и считывания данных с текстового файла.

Задачи

1.Запись и считывание с файла числового массива

Мини проекты

2.Записать показания данных с датчиков микроконтроллера, обработать их вывести статистику.

Основы среды программирование микроконтроллеров. Считывание данных с датчиков.

Знакомство с основами компьютерного моделирования. Основные компьютерные модели. Метод половинного деления. Линеаризация задач. Метод наименьших квадратов.

Задачи

1 Численное решение уравнений. Метод половинного деления

Мини проекты

2Аппроксимация. Регрессия. Метод наименьших квадратов.

3.Моделирование физических процессов.Моделирование движения в вязкой среде.

4.Моделирование физических процессов. (Тяготение, электрические, магнитные поля)

Знакомство со средой программирования микроконтроллеров Arduino .

Считывание данных с датчиков управление сервоприводами и моторами.

Мини проекты

1. Управление манипуляторами

4. Запись данных с датчиковв файлы и обработка статистики передача в Интернет

5. Обмен данными между микроконтроллерами на расстоянии. Дистанционное управление роботами.

Понятия тока, напряжения, закона Ома

Составил рабочую образовательную программу Пашнин Андрей Александрович